Главная страница / TV - колонка /
TV - колонка 13.05.2002
Из жизни птиц

 
Где-то мне попалась мысль, что круг профессионалов настолько узок, что они, как стая ворон, при любых экономических и социальных потрясе-ниях сначала испуганно взлетают, а потом все равно рассаживаются, пусть и не на те же самые ветки. Так же, видимо, происходят и перемещения телеви-зионных программ и их авторов с канала на канал. Не всегда эти перемеще-ния к худшему, хотя они всегда знаковые.

Программа А. Максимова "Ночной полет", существовавшая на канале ТВЦ три года, что составило 810 прямых эфиров и 928 гостей. Она выходила в эфир за полночь, но по рейтингу часто превосходила тот, какой был у ка-нала в прайм-тайм. И приходили к Максимову известные в стране люди, в большинстве своем умные, умеющие размышлять и излагать свои мысли. Зритель видел их в ином качестве, не "в образе", скажем, Геращенко не как банкира, а Волочкову не как балерину, и было интересно узнать, какие они "живьем". При этом не только Максимов-драматург, сразу улавливал при-творство и фальшь, но срабатывало и известное свойство телекамеры высве-чивать те качества персонажа, которые он желает скрыть. В общем, канал ТВЦ был обладателем достойной качественной программы. И решил, что она ему не подходит. Самое любопытное то, что решение было правильным, если рассуждать по логике ТВЦ.

Вообще канал ТВЦ - явление в российском эфире крайне любопыт-ное. При всем разном и неоднозначном отношении к нашим федеральным каналам, ОРТ, РТР и НТВ представляют из себя хорошо выстроенное теле-визионное пространство. ТВЦ же являет собой какой-то странный заповед-ник провинциализма в худшем смысле этого слова. Нет у канала ни собст-венного выражения лица, ни ярких экранных хитов, о которых бы регулярно говорили зрители. Был период, когда ТВЦ мог попытаться изменить пред-ставление о себе телевизионной аудитории. Тогда, после ухода с НТВ ко-манды Киселева, а затем закрытия ТВ-6, на фоне буквального провала эфира, сравнимого, наверно, со внезапным падением вниз игрока в новой игре В.Пельша "Русская рулетка", зритель был растерян. И ТВЦ имел реальный шанс изменить его представление о себе и завоевать "место под солнцем" наших телеэкранов.

И все методы давно известны и контрпрограммирования еще никто не отменял, но натуру не скроешь. Скажем, последнее достижение: тот зритель, которого не привлекают слишком загосударствленные "Вести", только-только привыкал смотреть восьмичасовые новости ТВЦ, как тут-то их и уб-рали. Причина - понятные только для какого-нибудь "Крыжополя" замороч-ки, когда на полном серьезе главный редактор информационных программ объясняет изменение сетки тем, что "по вторникам в 20.15 выходит про-грамма "Лицом к городу" (встречи с мэром), поэтому теперь новости выхо-дят в 22.00, а отцы города общаются с москвичами в 20.00". Никаких других вариантов в голову информационщикам не пришло. И то, что в 22.00 идет "Сегодня" на НТВ, которую ТВЦ не перебить по определению, и что по дру-гим каналам вовсю идут фильмы, никого не остановило. Лучше сдвинуть на два часа новости, перенос которых всегда был на ТВ чрезвычайным, чем на 15 минут мэра. И все у них так, как в том анекдоте про Октябрьскую рево-люцию, которая произошла в ноябре.

Поэтому исправить положение не могут ни время от времени меняю-щиеся руководители канала, ни регулярно затеваемые реформы, напоми-нающие по содержанию измененную сетку вещания информационных про-грамм. Кстати, сами по себе новостийные программы добротны, а аналити-ческая программа А.Пушкова даже признана недавно лучшей в своем жанре. Бесспорно, новости - костяк любого канала, но все же это только скелет, на который нанизывается все остальное. А что остальное? Именно отсутствие достойных авторских программ и мешает ТВЦ чувствовать себя полноценным каналом, а не некой эфирной аномалией на общем телепространстве, коим он является сейчас. Так что де-ло не в "Ночном полете", хотя как тенденция его уход очень показателен. Бесспорно, руководство канала вправе закрывать программы и открывать новые. Но, господа, какие! Вопиюще, когда вместо "Ночного полета" в эфир встала даже не "Петровка, 38", а совершенно ужасающий в своей пошлости и тупости "Телебукмекер", сущий ночной кошмар, да и только. Содержание "спортивно-развлекательного проекта для азартных" не хочется даже описы-вать, чтобы не делать рекламу, хотя не думаю, что подобный ужас может привлечь кого-то из людей, привыкших к цивилизованному ночному эфиру (все-таки уровень этого шоу остается опять же в диапазоне того же Крыжо-поля). Кроме ужимок ведущего, зрителю предлагают в качестве "ориентира, определяющего самое яркое спортивное событие следующего дня", какую-нибудь поп- или другую звезду, причем не первого ряда, а подстать ведуще-му. Скажем, в том эфире, который я заставила себя посмотреть, это была Ка-тя Лель (певица, если кто-то не знает).Дальше зрители звонят, компьютер определяет победителя, который выиграл деньги или спортивные призы. То есть, это очередная игра, причем без малейшего признака интриги или, не дай Бог, интеллекта. Это не "Слабое звено", не "Русская рулетка", даже не "Народ против", это для бедных, причем для бедных интеллектуально. И вы-глядит это очень жалко, хотя, наверно, находится "в струе", поскольку "о спорте". Можно было бы еще "о детях" или "о патриотизме", но видимо, в следующий раз.

Есть еще один проект, он не жалкий, но за него обидно. Вернее, за тех, кому он предназначен. Это "Синий троллейбус". Понятная идея дать тем, кто страдает и хочет поделиться своими бедами, своеобразный "Телефон дове-рия". Но воплощение, как всегда, хромает. Нельзя в получасовой программе скрестить ужа с ежом, надо выбрать, либо человек услышит совет пригла-шенной звезды и получит ощущение, что ему помогла знаменитость, либо узнает мнение специалиста. Поэтому все заканчивается тем, что знаменито-сти отделываются общими словами, а психологи советуют обратиться в кон-сультацию. Остается ощущение какой-то раздражающей жалости к тем, кто решился открыть свою душу, а в ответ получил фальшивый и пустой "совет".

В общем, природа канала взяла свое - и "Ночного полета" не стало, и на его место встали программы как минимум недоработанные, а как макси-мум, коньюнктурные, не придающие каналу ни индивидуальности, ни при-влекательности. Две слабые вместо одной хорошей. "Ночной полет" же выходит со 2 апреля на канале "Культура". Соглас-на с Максимовым, что Бог ни делает, все к лучшему, да и по стилистике его программа больше подходит каналу "Культура". Потому что здесь, как все-гда, интересные люди беседуют с автором не просто о своей профессии, а о вещах философских, через которые, по словам Максимова, "виден весь внутренний мир человека ". "Когда человек рассуждает о демократии, он никак не раскрывается. Парадокс!" Вот такой парадокс проглядывает и в те-левидении: каждый канал сам выстраивает себя согласно каким-то внутрен-ним законам, избавляясь от тех программ, который ему чужды и, если хоти-те, которых он недостоин.

Так что все в мире правильно. Я помню, как начинался канал "Культу-ра", каким беспомощным с точки зрения эфира он выглядел, сколько там бы-ло психологически устаревших программ и каким диссонансом на нашем ТВ он выглядел. Теперь же, смотрите, на всех каналах сериалы - на "Культуре" достойный кинопоказ, в том числе и детский, и документальный. На том же канале весьма небезынтересное ток-шоу "Культурная революция" - как ни относись к министру культуры в качестве ведущего, он сумел сделать шоу из себя самого и своей программы. Там же - неординарные философские бе-седы "Что делать?", историческая "Казнить нельзя помиловать", "Джазофре-ния". Теперь там и "Ночной полет". Выявляется странная закономерность: на канал "Культура" или "приземляются" программы, "вспугнутые" с других каналов, или сразу "летят" туда. Скорее всего, туда же подтягиваются и "вспугнутые" другими каналами зрители. В общем, не нами сказано, "Куль-тура - последнее прибежище интеллектуала". Каждой вороне - по своей вет-ке.

Елена Ленко
 
 
 
 
  Главная страница / TV - колонка /