Главная страница / Отклики зрителей передачи "Что делать?" /
Отклики зрителей передачи "Что делать?" 26.04.2010
ВОЗВРАЩЕНИЕ К ЛЕНИНУ: ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ИСТИНЫ ЛЕНИНИЗМА

 
26 апреля на базе Восточно-Сибирского государственного технологического университета состоялся Круглый стол на тему "Возвращение к Ленину: переосмысление истины ленинизма", посвященный 140-летию со дня рождения В.И. Ленина. Он был организован молодежной секцией Бурятского отделения Российского философского общества. Открыл заседание Круглого стола Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор философских наук В.В. Мантатов. В работе Круглого стола приняли участие члены Российского философского общества, аспиранты, студенты и молодые преподаватели ВСГТУ. Ниже публикуются сокращенные варианты выступлений профессоров В.В. Мантатова и Л.В. Мантатовой, аспирантов ВСГТУ Саяна Протасова, Алексея Ангархаева и Дмитрия Васюткина.

Профессор Мантатов В.В.

На телевизионной дискуссии, состоявшейся на канале "Культура" 25 апреля 2010 года (ведущий В.Т. Третьяков) был дан позитивный анализ деятельности В.И. Ленина. XX век - эпоха Ленина, как было отмечено на этой телепередаче. Возникает вопрос: В чем актуальность и истина Ленина для XX века?
Главный аспект ленинского наследия, которое открывается нами заново, - это идея социализма как сознательного творчества масс. Хотя эта идея сегодня вытеснена на периферию политической жизни капитализированной России, замолчать эту истину ленинизма не удастся ни господствующей олигархии, ни фашиствующей охлократии. Уже грянул кризис капитализма. Идет успешное строительство социализма не только в миллиардном Китая, но и в других странах мира. Пробуждается социальное сознание в постсоветской России и странах СНГ.

Еще в начале XX столетия В.И. Ленин в своей фундаментальной работе "Империализм, как высшая стадия капитализма" обнажил паразитическую сущность финансовой олигархии и капиталистических монополий. В начале XXI столетия системный кризис глобального капитализма снова возвращает нас к ленинской проблематике.

Основной признак современного капитализма - это спекулятивное движение денег (т.е. знаков стоимости), которое не зависит ни от реального производства товаров, ни от реального потребления людей. Этот разрыв с реальностью ведет к дематериализации капиталистической экономики и, в конечном счете, к самопреодолению и самоуничтожению капитализма. Как и предсказывал Ленин, могильщиком капитализма, скорее всего, станет сам капитализм. В частности, Всемирная паутина, представляющая, высший продукт когнитивного капитализма содержит в себе подрывной потенциал, угрожающий самому капитализму. Это типично ленинистская постановка вопроса, по мнению словенского философа С. Жижека.

Мировая практика социалистического строительства оборвалась в связи с распадом СССР. "Распад СССР, - как отметил В.В. Путин, - это величайшая геополитическая катастрофа XX века". Глубина этой катастрофы пока еще не осмыслена нами в полной мере. Неолибералы (идеологи капитализма) поспешили объявить эту катастрофу "смертью социализма и коммунизма" и "триумфом свободы и демократии". Более искусного метода идеологического обмана (путем подмены слов) трудно придумать. Демократия по определению - это народовластие, а народовластие - и есть социализм (если иметь в виду его политическое измерение). То, что неолибералы называют демократией, на самом деле - это "капитало-парламентаризм", по выражению французского философа Алена Бадью. То, что неолибералы предлагают нам под стягами свободы, - это беспредельная жажда материального обогащения и эгоистического самоутверждения. Все это никак не согласуется с подлинным смыслом свободы как духовного пространства развития личности. Перед нами задача типично ленинистская: научиться видеть за фасадом красивых слов реальные интересы людей, "срывая все и всяческие маски", научиться понимать и чувствовать реальную сущность вещей, какой бы травматичной она не была.

То, что неолибералы называют "смертью коммунизма", - это, на самом деле, крушение одного из политических проектов социалистического строительства. Но любая политическая практика преходяща, существует только во времени, а философская идея вечна и бессмертна. Распад СССР является доказательством не "смерти социализма", а следствием отступления его властвующей элиты от концепции подлинного коммунизма, суть которой лаконично выразил Карл Маркс: "свободное развитие каждого как условие свободного развития всех". Коммунизм - это освобождение человечества от власти отчужденных сил, какими являются диктатура капитала и власть рынка, религиозный фундаментализм и государственный тоталитаризм. Ленин считал, что диктатуре капитала необходимо противопоставить диктатуру пролетариата; он стремился с помощью насилия уничтожить мир насилия и эксплуатации, что вполне оправданно в условиях мировой и гражданской войны.

Сегодня ситуация другая. В результате новой научно-технологической революции живой труд человека становится все более интеллектуальным, творческим и свободным, а сам человек - богатой индивидуальностью, гармоничной личностью. Диктатура мирового капитала (и тоталитарного государства) "естественноисторическим" путем уступит место самоуправлению трудящихся, предприимчивости и творчеству масс. Новый социализм утвердится как результат ненасильственной революции в масштабах Земли. Логично предположить, что организационной структурой глобального социалистического движения станет Интернет (как материализация ноосферы).

Учитывая реалии современной информационной эпохи и возрастание духовно-экологических факторов социальной эволюции, мне представляется целесообразной и перспективной конвергенция идей ноосферы и социализма. Как известно, еще Вернадский отмечал созвучие ноосферных идей научному социализму. Основой основ социалистического хозяйствования, по Ленину, является разумное природопользование, а фундаментом социалистического просвещения - союз философии и естествознания. Перспективы социализма Ленин связывал с внедрением научной и нравственной системы управления общественным развитием. Словом, грядущее социалистическое общество есть воплощение высших достижений науки и культуры. Это социально-справедливое и духовно-креативное общество, двигателем которого является научно-технологический прогресс. Для обозначения этого нового типа общественного устройства мы вводим концепт "ноосферный социализм".

Ноосферный социализм по отношению к классическому социализму находится в таком же отношении, как неклассическая физика по отношению к механике Ньютона-Лапласа. Ноосферный социализм - это концепция глобальной эмансипации, включающей не только мир человека, но и весь жизненный мир. В освобождении, защите и поддержании эволюции нуждается вся биосфера Земли. Ноосферный социализм - это пространство свободы для развертывания духовно-творческого потенциала каждого человека, утверждения его нравственного достоинства на основе всеобщей индивидуализированной собственности, и в этом смысле он является альтернативой как технократическому социализму советского образца, так и современному капитализму, основанному на грубой материальности прибылей и потребления.

Доктор философских наук Мантатова Л.В.

Фундаментальный аспект ленинского наследия, который приобретает все большую актуальность в современную эпоху, - это диалектическая концепция истины. "Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна", - подчеркивал Ленин. Он обладал гениальным чутьем "истины события", в совершенстве владел диалектикой абсолютной и относительной истины.

Автор грандиозного проекта будущего коммунистического общества, Ленин в то же время предостерегает своих товарищей от "внедрения коммунизма" в реальную жизнь своего времени. В двадцатые годы XX столетия Ленин предлагает сочетать умеренную политику государственного капитализма с социалистической идеологией "культурничества", государственное планирование со свободой рынка, терпеливое внедрение цивилизационных стандартов Запада с развертыванием национального потенциала всех народов СССР, а эффективное политическое управление с сознательным творчеством масс. К сожалению, такой "страсти реального", такого диалектического подхода к жизни не хватало всем советским лидерам после Ленина, которые слепо следовали материалистическим догмам вульгарного марксизма.

Диалектический урок советской истории: существуют вещи, которые надо культивировать, чтобы узнать, что они излишни. Это относится, в частности, к таким феноменам, как государственная партия, номенклатурная бюрократия, экономический материализм. В последние годы своей жизни Ленин осознавал ограниченность большевистской системы управления и искал различные пути народного контроля над партийно-государственной номенклатурой. После смерти Ленина Сталин, наоборот, узаконил номенклатуру; последняя и похоронила истину ленинизма.

Большой парадокс (и трагедия) нашего времени состоит в том, что постсоветская власть, предавшая анафеме дело Ленина, - узаконила и власть номенклатуры, и экономический материализм в форме номенклатурно-олигархического капитализма. Она возвела капитализированную экономику в культ, радикализировала принцип первенства экономики по отношению к политике и культуре. Сегодня в этом вопросе - смелее, чем когда-либо - необходимо вернуться к Ленину. Именно Ленин раскрыл диалектику взаимодействия политики, экономики и культуры. Именно Ленин обосновал роль субъективного фактора в истории, творческую функцию сознания. "Сознание человека не только отражает, но и творит мир", - писал В.И. Ленин. Развитие экономики знаний и креативной культуры, формирование постинформационного общества и социального государства подтверждают истину ленинизма.

Аспирант ВСГТУ Протасов С.Ю.

Меня всегда интриговали и феномен интеллектуального одиночества Ленина и победоносность его деятельности. Мне кажется, что есть какое-то мистическое начало (то есть необъяснимое в рамках социальной логики) в действиях Ленина. Что-то слышится загадочное в его словах: "Вчера было рано, завтра будет поздно". Ведь речь идет о революции! Откуда такая уверенность, такая твердость характера? Посмотрите, какой интригующий вневременной смысл имеет речь Ленина на третьем съезде комсомола. Все ждут от Ленина призывов к беспощадной борьбе с врагами Советской власти. Но Ленин бросает клич: "Учиться, учиться и учиться!" Коммунистом можно стать лишь тогда, - завещал Ленин молодежи, - когда обогатишь свою память всеми теми знаниями, которые выработало человечество, когда овладеешь всеми достижениями мировой цивилизации. Он выдвигает этот призыв в то время, когда почти вся революционная интеллигенция была одержима идеей "пролетарской культуры".

Еще один пример. Мировая катастрофа - началась Первая мировая война; все народы Европы (и даже ее великие умы) поддались националистическому угару. И только Ленин - почти один - оказывается на высоте прозрения; только Ленин смог сформулировать "истину катастрофы": это не народная, а империалистическая война. Разоблачив антинародную сущность этой войны, он выдвинул принцип интернационализма (братства народов) как главного условия искоренения всех войн и мирного сосуществования всех стран и народов. История подтвердила правоту Ленина в отношении и империализма, и национализма. Как гром среди ясного неба прозвучал вывод Ленина: "Империалистический Запад построил себя из материала восточных колоний".

Аспирант ВСГТУ Ангархаев А.А.

Ленин пророчил большое будущее Востока. России необходим союз с Китаем и Индией, доказывал он. А ведь Гегель полагал, что "Мировой Дух" оставил Восток и он лежит в забытьи. Так же думали в начале XX века и европейские марксисты, не говоря уже о буржуазных политиках. Но не эти евроцентристы, а Ленин оказался прав: его пророчество сбылось (и сбывается). Может именно Ленин уловил пульс "Мирового Духа"? Но это лишь информация к размышлению. Очень часто Ленина сравнивают с Иисусом Христом. Мне лично нравится формула: Ленин - это Гегель и Лютер в одном лице.

Современную идеологическую ситуацию в мире можно оценить как напряженно-конфликтную: идет суровая борьба идей. С одной стороны, адепты мирового капитала и колониальной "демократии", с другой - приверженцы подлинной демократии и эмансипации, справедливости и интернационализма. В этой борьбе В.И. Ленин является символом политического реализма и мужества. Ленин и сегодня остается "первейшим по силе воли, ума рычагам". (В.В. Маяковский).

Аспирант ВСГТУ Васюткин Д.Ю.

Самая большая несправедливость постсоветской историографии заключается в том, что имя В.И. Ленина, деятельность которого оказала решающее влияние на судьбу всего человечества, по сути дела, предано забвению.

Горькая ирония истории состоит в том, что так называемая "либеральная пресса" воспроизводит стиль фашистской (тоталитарной) пропаганды, которая действовала по принципу: "ложь становится правдой, если ее подать как сенсацию". Разве ложь о Ленине (например, "Ленин - немецкий шпион") не навязывается сегодня массам, как сенсация? Сколько грязной лжи о социализме плавает в мутной воде виртуальных миров псевдолиберальной прессы? В этом отношении исключительно своевременной, правдивой и полезной была телепередача "Что делать?"


Алексей Ангархаев, руководитель молодежной секции
Бурятского отделения Российского философского общества

Алексей Ангархаев
 
  Главная страница / Отклики зрителей передачи "Что делать?" /