Главная страница / Публикации в 'Московских новостях'. 2006-2007. Архив. /
Публикации в 'Московских новостях'. 2006-2007. Архив. 28.09.2007
Новое правительство, старые прогнозы, а также о том, чем женщины лучше мужчин

 
Сентябрь, в отличие от августа, получился интересным. А учитывая то, что в его последний день нас ждут еще выборы на братской Украине, где "оранжевые" по-прежнему безуспешно борются по крайней мере с половиной населения страны, а до того схватка "розовых революционеров" в не менее братской Грузии перешла в стадию публичных обвинений в том, кто кого собирался убить, и, видимо, закончится небольшим (будем надеяться, что небольшим) госпереворотом, все условия для того, чтобы мы не скучали и в октябре, созданы. Но я не об Украине и Грузии - ими, скорее всего, придется заняться на следующей неделе, а о России.

Правительство народного и путинского доверия
Чем новый премьер-министр Виктор Зубков, мужчина суровый и в три дня превратившийся из мало кому известного грозы теневого бизнеса в народного любимца, завоевал доверие сначала Владимира Путина, а теперь и всего (ну почти всего) общества? Как раз тем, чем он отличается от Михаила Фрадкова, премьера бывшего и мужчины улыбчивого. Если Фрадков весело предупреждал министров, что "даст им пенделя", но, конечно, не давал, то Зубков без всяких прибауток и предупреждений просто послал хоть и не министра сразу, но все-таки начальника одного из правительственных департаментов "в командировку на Сахалин". Мера, безусловно, не либеральная, но с учетом известной всем склонности членов нашего правительства к гедонизму эффективная - деньги на Сахалин долетели еще быстрее командированного туда чиновника.

В этом смысле, правда, должен предупредить и президента, и главу правительства, что грандиозные планы долгожданного олимпийского строительства в Сочи могут сыграть с ними злую шутку. В Куршевель, конечно, наши министры при Зубкове часто отлучаться не рискнут, а вот поездки в "южную столицу России" под прикрытием проверки хода подготовки к Олимпиаде-2014 многократно умножатся.

Впрочем, сумеют ли российские бюрократы вырулить со временем на привычный им алгоритм работы и компенсировать суровость зубковских распоряжений необязательностью их исполнения, мы через несколько месяцев увидим. А пока стоит проанализировать, что мы получили в результате сентябрьского кадротрясения.

Пока эффект многократно превосходит число перестановок. И в этом смысле, надо признать, Путину удалось действительно "малой кровью" занять все необходимые стратегические высоты для зимне-весеннего политического наступления.

Собственно, в правительстве поменяли всего лишь четыре (включая самого премьера) фигуры, причем по совершенно предсказуемым (и предсказанным) основаниям.

Все так называемые силовики (то есть министры, подчиняющиеся непосредственно президенту) остались на своих местах.

Два главных кандидата в преемники (Сергей Иванов и Дмитрий Медведев) сохранили прежние статусные и политические позиции.

Все министры, являющиеся членами "Единой России", даже те из них, к работе которых были претензии, не тронуты. Понятно - не подрывать же своими руками планируемый электоральный успех этой партии.

Смещены со своих постов лишь те, кто подходил под формулу "во всем виноват Чубайс", а также примкнувший к ним Яковлев, для которого министерский портфель, как известно, был компенсацией за уход с поста питерского губернатора и компенсацией, что и планировалось, временной.

Никакой структурной перестройки правительства впопыхах решено не проводить. Во-первых, новому премьеру, естественно, нужно время, чтобы такую перестройку подготовить. Во-вторых, вряд ли она вообще будет затеяна до завершения переходного политического периода (то есть до мая, а скорее всего, даже до осени будущего года) - правительству невозможно выполнять роль экономического и политического стабилизатора в этот период, ввергаясь одновременно в очередную внутрикабинетную революцию.

Конкретику новых лиц и фамилий предсказать было невозможно, но логика их появления вполне очевидна.

Статусное повышение Алексея Кудрина было просто неизбежно. При множестве вице-премьеров министр финансов не мог не войти в их число, ибо в любом правительстве любой страны министр финансов де-факто заместителем главы кабинета является. Иначе это не министр финансов, а просто главный бухгалтер правительства.

Дмитрий Козак, один из самых близких соратников Путина, добросовестно и эффективно отслужив три года в трудной должности наместника Кремля на Северном Кавказе, брошен на выполнение тех же функций, но уже в масштабах всей страны.

Женские лица в правительстве - это, во-первых, цивилизованно; во-вторых, модно и политкорректно. В-третьих, в данном случае для восстановления гендерного баланса избраны действительно не декоративные, а реально профессиональные фигуры. В-четвертых, на что, кажется, никто не обратил внимание, одновременное назначение министрами Татьяны Голиковой и Эльвиры Набиуллиной символизирует, причем на высшем уровне, единство двух главных государствообразующих народов России. Очень умно, хотя специально этим критерием, возможно, никто не руководствовался.


Таким образом, минимальными кадровыми перемещениями Путин решил все задачи, которые при предвыборном обновлении правительства нужно было решить.

При сохранении и даже повышении уровня профессионализма кабинета правительство стало более консолидированным и возглавляется мощным администратором, который к тому же моментально приобрел необходимый политический вес. Ясно, что на такое правительство и на такого премьера-тяжеловеса и сам Путин, и новый президент смогут положиться в переходный политический период, в том числе и на самом деликатном его этапе - в марте-апреле будущего года.

Это правительство во главе с этим председателем вполне способно, обеспечивая преемственность курса, стать опорой нового президента не только на несколько первых месяцев, но, если понадобится, и на весь его первый срок.

Прорисован абрис того треугольника распределения (или рассредоточения) политической ответственности, который, судя по всему, должен обеспечивать политическую стабильность, продолжение нынешнего курса и сохранение Владимира Путина в большой политике и о котором (треугольнике) я писал в прошлой своей статье две недели назад .

Электоральные перспективы (это уже из тактики) "Единой России" не порушены, принародное соревнование потенциальных кандидатов в президенты при молчании на сей счет Путина (что позволяет внести нужные корректировки в любой момент) продолжается (хотя, я уверен, сам Путин свой выбор уже сделал и его избранник об этом знает, но не исключено, что в курсе дела пока только эти двое).

О прогнозах сбывшихся и не сбывшихся

В нескольких фразах должен защитить профессиональную честь отечественных экспертов, строивших весной и летом разного рода предположения и прогнозы относительно осенних действий президента Путина. После выдвижения главой правительства Виктора Зубкова и в меньшем масштабе после назначения новых министров по нашим СМИ прокатилась волна насмешек над отечественным политологическим сообществом и даже издевательских обвинений этого сообщества в непрофессионализме. При этом еще и добавлялось, что "Путин опять всех обманул" или (в более мягкой форме) "опять всех перехитрил". Печальнее всего, что в этой "разоблачительной" кампании приняли участие и некоторые члены самого этого сообщества, направляя свой обличительный пафос, разумеется, не на себя, а на своих коллег.

Не знаю, хотел ли кого обмануть Путин (думаю, таких мелких целей он себе не ставил), но по поводу профессионализма отечественного политологического (экспертного) сообщества хочу сказать следующее: не нужно путать политического эксперта со шпионом, это разные, хотя иногда и пересекающиеся профессии. Это шпион должен красть точную информацию, а политический эксперт призван анализировать тенденции и прогнозировать их развитие даже и при отсутствии точной и конкретной информации. И с этой своей задачей российское политологическое сообщество в данном случае вполне справилось, в прогнозах в том числе. А прогнозировать конкретные назначения, будучи допущенным к внутривластным источникам информации, во-первых, большого ума не надо, а во-вторых, это и вообще никакое не прогнозирование, а просто пересказ своими устами чужих разработок.

Конечно, в получении инсайдерской информации, если только ты не используешь свое служебное положение, тоже есть профессиональная доблесть, но очевидно, что в данной ситуации Кремль специально и тщательно такую информацию оберегал и даже более того - особо ретивых инсайдеров сумел использовать в своих целях, сознательно сбросив через них отвлекающую дезу.

Каждый шпион, особенно тот, кто работает публично, должен бы знать, что еще неизвестно, кто кого использует: он тех, за кем шпионит, или те, за кем он шпионит, его.

И пару слов о суверенности

Тут вроде бы опять разгорается спор о концепции суверенной демократии, ее политической приличности и приемлемости для России, а также об отношении к этой концепции Владимира Путина. Поскольку на прошедшей неделе у меня была возможность пространно изложить на сей счет свою точку зрения в "Российской газете" , повторяться не буду. Но одно дополнение в связи с приближающимися выборами сделать хочу.

На днях власти Польши вроде бы приняли решение, хотя, кажется, пока еще не окончательное, не приглашать на свои парламентские выборы то ли международных наблюдателей вообще, то ли только наблюдателей ОБСЕ - не суть важно. Важен принцип.

В очередной раз, второй за последний год, должен похвалить Польшу, пытающуюся даже в условиях потери части своей независимости по причине вступления в ЕС и особенно в НАТО сохранить максимум своей суверенности и международной субъектности (правда, в ситуации с американской ПРО Качиньские почему-то этой линии не придерживаются, но это другая тема).

И в то же самое время Россия зачем-то намеревается наприглашать на наши парламентские выборы полторы тысячи (если не больше) международных наблюдателей, добровольно жертвуя частью своего суверенитета во имя всем известных, но абсолютно бессодержательных целей. Если Запад захочет объявить наши думские выборы недемократическими и непрозрачными, он это сделает и с наблюдателями, и без присутствия оных. Верно и обратное.

То, что общественный контроль за выборами нужен, сомнения нет. Но и привлекать к нему нужно граждан собственной страны, что, кстати, повысит их политическую активность, усилит нашу многопартийную систему и вообще поспособствует становлению в России гражданского общества в развитых формах. Но ни в каком международном контроле своего волеизъявления суверенный народ России не нуждается. Более того, такой контроль постыден, неприличен и содержательно не нужен.

Говорят, что на сей счет Россия подписала какие-то международные и европейские конвенции. Надо думать, и Польша их подписывала, однако решение-то намеревается принять правильное. Кроме того, в этих конвенциях, насколько мне известно, никакой императивности присутствия таких наблюдателей нет. Можно приглашать, а можно и не приглашать.

Конечно, приличия надо соблюсти. Я предлагаю пригласить двух международных наблюдателей, причем самых суровых. Одного из Эстонии, а второго из Великобритании. Первый пусть наблюдает, честно ли в Москве проголосует Владимир Путин. А второму по рецепту Виктора Зубкова я бы выписал командировку на Сахалин. Там избирательные участки во время землетрясения были разрушены и до сих пор не восстановлены - действительно, есть что контролировать.

Нет, если есть у нас проблемы с заполняемостью гостиниц в начале декабря, то можно помочь отечественному гостиничному бизнесу и таким образом. Но и в этом случае все-таки лучше устроить 2 декабря в России какой-нибудь всемирный конкурс красоты. И номеров в отелях будет снято не меньше, и фигуры (в смысле - тела) гостей окажутся попривлекательнее, и в духе нашего политического сезона получится как в правительстве Виктора Зубкова: есть не только с кем поговорить, но и на кого посмотреть. А как политкорректно будет - выразить словами невозможно.

Виталий Третьяков
 
  Главная страница / Публикации в 'Московских новостях'. 2006-2007. Архив. /