Главная страница / Публикации в 'Московских новостях'. 2006-2007. Архив. /
Публикации в 'Московских новостях'. 2006-2007. Архив. 15.06.2007
Сценарий 2007-2008: все ясно, даже с Путиным

 
Приближаются летние каникулы, разрывающие надвое политический сезон 2007-го - ве ны 2008 года в России. Впереди, как известно, думские (декабрь), а затем и президентс ие (март) выборы. Фактически с первых дней сентября начнется первая предвыборная кампания, которая почти сразу после своего завершения перерастет во вторую. Впрочем, вероятнее всего, главная ставка в игре вокруг имени нового президента будет сделана (и понятно кем, Кремлем) уже в августе-сентябре.

Накануне отпусков эксперты разных мастей торопятся сделать прогнозы, которые сохранятся в памяти общества до начала осени. Возможно, руководствуясь профессиональной ответственностью, возможно, для того чтобы уехать отдыхать с чистой совестью, возможно, просто ради спортивного интереса.

В прогнозах, связанных с думскими выборами, все более или менее сходятся. В нижнюю палату парламента проходят четыре партии - "Единая Россия", "Справедливая Россия", КПРФ и ЛДПР. Интриги всего три, и, в общем-то, не очень интригующих. Каков будет результат "единороссов" - ближе к 40 или 30%? Кто выйдет на второе место - КПРФ или "Справедливая Россия"? (Мой прогноз - КПРФ.) И сумеет ли СПС преодолеть семипроцентный барьер, став пятой парламентской партией? (Думаю, скорее нет, чем да.)

Гораздо меньше определенности в прогнозах, касающихся выборов президентских, а точнее, в имени претендента # 1 (агентурное имя - "Преемник"), но главное, более всех интересующее и менее всего ясное, какой пост или какую должность займет после выборов Владимир Путин, чтобы, как он выразился, "остаться в строю" и оказывать существенное (если не самое существенное) влияние на российскую и, надо думать, мировую политику? Нельзя же, в самом деле, пренебречь его громадным по нынешним временам опытом деятельности на международной арене.

Здесь по-прежнему выстраиваются самые фантастические сценарии, появление которых стимулируется убежденностью в том, что без византийских хитростей Кремль обойтись не может, туманными ответами самого президента на точно поставленные вопросы относительного его будущего, а время от времени и вполне конкретными его репликами. Стоило Путину весьма теоретически и явно безотносительно к самому себе заявить, что вообще-то естественнее и логичнее, чтобы в России срок пребывания президента у власти составлял не четыре года, а пять-шесть лет, как в этом увидели случайно вырвавшийся намек на его собственные планы.

Между тем, как мне представляется, ситуация вполне определилась, по крайней мере для нормального (или, как выражаются политологи, инерционного) хода событий. То есть для того случая, который не предполагает до даты выборов президента каких-либо трагических внутренних или внешних потрясений, а также реализации некоего до поры до времени скрываемого от широкой и даже узкой общественности радикального интеграционного плана.

Разумеется, инерционный сценарий самый вероятный. Никаких внутренних предпосылок для катастрофического развития ситуации в стране нет. Конечно, никто не может гарантировать, что США не развяжут еще какую-нибудь войну вблизи границ России, но, будем надеяться, этого не случится.

Возможность стремительной реализации тайного интеграционного проекта исключить нельзя. Но, во-первых, в этом случае совершенно очевидно, на каком посту останется в строю Путин (следовательно, ясность здесь полная). Во-вторых, не похоже, чтобы эта политическая спецоперация могла быть осуществлена до марта следующего года.

Теперь опишу дальнейший ход событий, который, как мне кажется, вполне определился, если судить по тому, что происходило до сих пор и продолжает (следовательно, изменений не предвидится) происходить.

Будущий президент России (кандидат Путина) - Сергей Иванов. Все признаки этого, включая и его активность на международной арене (фактически он уже вошел, в отличие от Дмитрия Медведева, в число политиков мирового масштаба), налицо. И альтернативы здесь нет, а появление "темной лошадки" практически исключено: в ситуации стабильности раскрутить ее до нужного уровня в оставшееся время просто невозможно.

Дмитрий Медведев - очевидный глава правительства при президенте Иванове.

Поскольку Сергей Иванов все еще недостаточно популярен в широких массах избирателей, а прямо указать на "своего кандидата" Путин обещал лишь после выборов в Думу, будет использован наиболее эффективный и хорошо известный прием косвенного выдвижения: Сергей Иванов станет премьер-министром.

Случится это, естественно, не ранее того, как парламент окончательно утвердит очередной (на сей раз трехлетний) государственный бюджет, но не позднее сентября.

Почему-то мне кажется, что можно назвать и точную дату этого назначения - 9 августа. То есть именно тот день, когда восемь лет назад главой правительства стал сам Путин. Это, так сказать, для наиболее непонятливых. (Не хотелось бы, чтобы Кремль отказался от такого красивого хода исключительно из-за того, что не только в головы его обитателей приходят подобные мысли.)

В качестве премьер-министра Сергей Иванов получит возможность публично ставить перед президентом вопрос об отставках наиболее не любимых избирателями министрах, что, естественно, вызовет всплеск дополнительных к нему симпатий со стороны широких народных масс.

До думских выборов ни в какую из партий (точнее говоря, в "Единую Россию") Сергей Иванов не вступит. Однако если вдруг "единороссы" получат абсолютное большинство на выборах (что маловероятно), сценарий "Партийный президент" возможно, но не обязательно будет задействован.

Осталось выяснить, кем после инаугурации Сергея Иванова станет сам Владимир Путин.

В начале этого года мне уже приходилось писать, что сохраниться в качестве равновеликой (или примерно равновеликой) будущему президенту фигуры даже Путин с его авторитетом и популярностью может лишь в том случае, если место его постоянной работы будет находиться в Кремле (см. статью "Россия. Япония. Китай" в "МН", # 7/07).

Как известно, об этом я тоже писал в упомянутой статье, помимо президента, в Кремле работают лишь два чиновника высшего политического и властного уровня. Это глава администрации президента, кем Путин не может стать по определению в силу своего прежнего статуса. Вторая должность - секретарь Совета безопасности при президенте. Ныне Совет безопасности, хотя возглавляет его сам президент, как властный и политический институт не выдерживает конкуренции ни с правительством, ни с Думой, ни с Советом Федерации, ни даже с некоторыми отдельными министерствами (например, с Министерством обороны или МИД) или федеральными службами (например, с Федеральной службой безопасности), ни тем более с администрацией президента. Но ведь официальный статус Совета безопасности и его реальный политический вес можно легко поднять - это вопрос чисто технический (точнее, бюрократический).

Если основательно проанализировать реальное соотношение властных полномочий наиболее значимых институтов государства в нынешней России, каковое вряд ли под силу (да и нет нужды) кому-либо изменить, то (с учетом местонахождения в Кремле, то есть фактора сакральности высшей власти в России) методом исключения ничего, кроме Совета безопасности (но с резко повышенным статусом), обнаружить не удастся.

Вот и весь сказ, и весь сценарий. Отклонения от него возможны только в нюансах.

Можно уходить в отпуск.

Виталий Третьяков
 
  Главная страница / Публикации в 'Московских новостях'. 2006-2007. Архив. /