Главная страница / Политический класс /
Политический класс 26.02.2008
Наказ будущему президенту России
Опрос #4/08. 23 ведущих эксперта России высказали свое мнение по шести направлениям наказа третьему президенту страны
 
СПИСОК ЭКСПЕРТОВ (жирным выделены имена и фамилии экспертов, принимавших участие в предыдущих опросах "Политического класса"):

Алексей Арбатов
Максим Дианов
Иосиф Дискин
Александр Дугин
Александр Дынкин
Константин Затулин
Алексей Зудин
Святослав Каспэ
Сергей Кургинян
Михаил Леонтьев
Федор Лукьянов
Сергей Марков
Борис Межуев
Виктор Милитарев
Вячеслав Никонов
Дмитрий Орлов
Павел Салин
Валерий Соловей
Виталий Третьяков
Андрей Федоров
Валерий Хомяков
Александр Ципко
Игорь Юргенс

Наиболее часто повторяющиеся рекомендации будущему президенту:
  • поручить все вопросы кадровой политики премьеру Путину;
  • добиваться консенсуса элит;
  • проявлять больше внимания к друзьям и больше жесткости к недругам;
  • усиливать прозрачность правил игры в отношениях с региональными элитами;
  • стремиться к максимально открытому диалогу с обществом;
  • больше свободы, справедливости и солидарности.


    Руководитель исследования - Виталий Третьяков

    Сбор и обработка анкет - Дмитрий Булин

    1. Какой наказ вы даете новому президенту России по пяти
    направлениям его деятельности?

    1.1. Кадровая и аппаратная политика


    'Нужны новые люди демократических убеждений, не замешанные в разрушительных реформах и криминальной приватизации 90-х годов. Это могут быть и гражданские лица, и выходцы из силовых структур, но, конечно, нельзя допускать неоправданную гипертрофию представителей какой-то одной профессии. Нужно исправить перекосы, пригласить побольше юристов, экономистов, инженеров и ученых, опытных хозяйственников, социологов, политологов. Главное, чтобы исполнительная власть не превращалась в форум представителей олигархических кланов, монополий и корпоративных интересов' (Алексей Арбатов).

    'Создать эффективную и понятную систему подбора, подготовки и продвижения кадров. Хвост (аппарат) не должен вертеть собакой' (Максим Дианов).

    'Подбор и расстановка кадров по деловым и политическим качествам. Привлечение на руководящие государственные должности выходцев из крупных частных корпораций, администраций субъектов Федерации и крупных городов, показавших свою способность к проведению в жизнь масштабных проектов. Проведение второго, содержательного этапа административной реформы. Ориентация министерств на проблемный анализ, определение приоритетных направлений в решении выявленных проблем, постановка задач, разработка целевых программ и нормативных документов. Агентства должны сосредоточиться на оказании услуг, анализе правоприменительной практики. Ориентация на конечные результаты деятельности государственных органов - на решение четко сформулированных социальных, экономических и научно-технических задач, а не на набор формальных показателей' (Иосиф Дискин).

    'Я предлагаю президенту Медведеву препоручить все вопросы кадровой политики премьеру Путину и не совать в это дело нос. Многие либералы и олигархи хотят использовать приход Медведева, чтобы через него вернуться в 90-е - с отстранением державно мыслящей партии от власти. Это крайне опасно. Я не думаю, что Медведев может сделать в кадровой политике много хорошего, но уверен, что он может сделать много плохого. Если он возвратит к власти группировку Чубайса, Волошина, Дерипаски, которые спят и видят, чтобы вернуть все в руки 'семьи', это будет иметь серьезные негативные последствия' (Александр Дугин).

    'Избранный президент благодаря своей длительной работе и в АП, и в правительстве РФ обладает большим, чем любой из экспертов, опытом в данном вопросе' (Александр Дынкин).

    'Больше ценить и продвигать умных, способных и преданных Российскому государству людей, как можно меньше 'уравновешивая' их слабыми и серыми, зато лично преданными или не опасными. Наполеон потому и остался в истории Наполеоном, что не боялся талантов своих маршалов. После 2 марта будет период, когда любой, не только выходец из Петербурга, будет готов оказать помощь и поддержку новому президенту. Этот шанс объединить вокруг себя элиту, невзирая на какие-то расхождения и несогласия в прошлом, не стоит упускать. Позже, в силу разных размежеваний и расхождений, привлечь на свою сторону элиту будет сложнее и дороже. При всем том не стоит впадать в заблуждение, которое печально сказалось на судьбах таких выдающихся людей, как Юлий Цезарь и Генрих IV. Один всецело увлекся милосердием к бывшим противникам, а другой считал, что вознаграждать нужно только врагов, так как друзья и так вознаграждены фактом дружбы. Чем оба кончили - известно' (Константин Затулин).

    'Провести разумное омоложение и 'менеджеризацию' кадров в госаппарате. Начать 'партизацию' власти, лучше - с региональных правительств. Реализовать комплекс антикоррупционных мероприятий. Особое внимание уделить декриминализации низшего звена силовых структур, которое постоянно соприкасается с гражданами' (Алексей Зудин).

    'Не забывая, разумеется, о критерии лояльности (иное было бы политически неразумно), все-таки найти в себе силы для формирования своей команды по критерию годности. Принять меры понуждающего характера для внедрения этого же критерия в нижестоящие властные уровни. Не впадая в соблазн поднятия антикоррупционной шумихи (такого рода кампании быстро иссякают и в конечном счете оказываются контрпродуктивными), приступить к выстраиванию системы институционального подавления коррупции - пусть медленного, но неуклонного' (Святослав Каспэ).

    'Нужна минимальная критическая масса администраторов, действительно заинтересованных в порученном им деле. И не спрашивающих с самого начала: 'Где тема?' Эта минимальная критическая масса должна быть размещена в узловых точках огромной чиновной системы, которую в целом не переделаешь' (Сергей Кургинян).

    'Ввести наконец жесткую персональную ответственность за исполнение поручений и результаты деятельности. Для этого должны быть, во-первых, конкретно ответственные персоны,
    во-вторых - конкретные критерии оценки деятельности чиновников' (Михаил Леонтьев).

    'Необходимо существенное расширение кадрового резерва за счет представителей различных регионов, открытие возможностей карьерного роста на федеральном уровне для успешных чиновников и предпринимателей в разных частях страны. Прекратить практику рекрутирования персонала исключительно по принципу личных связей главы государства' (Федор Лукьянов).

    'Сохранить сочетание либералов, чекистов, технократов, усиливая технократов. Приостановить усиление теневых, скрытых центров принятия решений и усилить официальные, конституционные центры. Сигнализировать о готовности к реальной борьбе с коррупцией, систематически снимая коррупционную стружку: каждый месяц увольняя по одному наиболее коррумпированному чиновнику категории 'А' в правительстве и по одному наиболее коррумпированному губернатору' (Сергей Марков).

    'Сосредоточить центр принятия стратегических решений в области внутренней политики в правительстве РФ, сделать открытый кадровый набор на конкурсной основе на государственную службу среди молодых специалистов, в том числе выходцев из специальных учебных заведений, существенно поднять зарплату государственных служащих, одновременно сократив госаппарат с учетом повышения роли правительства в системе исполнительной власти' (Борис Межуев).


    'Президент в первую очередь должен был бы разогнать всю ту свору ворья и подхалимов, которые окружают сегодня российский престол. Без ликвидации союза нечестивых - блока компрадорско-олигархической буржуазии, коррумпированной бюрократии и криминалитета - в стране сделать невозможно ничего. Для проведения необходимых стране реформ в интересах большинства населения требуется заменить верхние звенья аппарата практически на 100%, отправив в отставку (это как минимум) всех нынешних царедворцев - и 'либералов', и 'силовиков'. Кадры придется набирать практически заново. Как - это отдельный вопрос, который я здесь не имею возможности рассматривать из-за краткости материала. Скажу одно - нормальные кадры в стране есть, как и методы их мобилизации во власть' (Виктор Милитарев).

    'Выйти за пределы одного субъекта Российской Федерации' (Вячеслав Никонов).

    'Главный критерий в подборе кадров - профессионализм. Не клановые соображения, не соображения лояльности. В тандеме Путин-Медведев все-таки Путин является старшим партнером, это нужно понимать' (Дмитрий Орлов).

    'Пожелание крайне банальное, но, как показывает практика, почти невыполнимое - назначать на посты людей по принципу эффективности и профпригодности, а не политической лояльности' (Павел Салин).

    'Хотелось бы видеть кадровую политику:
    - сбалансированной, то есть кадровое пополнение должно исходить из разных регионов России (непременно включая Сибирь и Дальний Восток!), а не только из Питера;
    - основанной на меритократическом (профессиональная компетентность и интеллект) принципе, а не на личной лояльности и негативной селекции (когда подчиненные непременно должны быть глупее своего начальника)' (Валерий Соловей).

    'Создать механизм отслеживания саботажа реализации принятых решений конкретными лицами. Подготовить переход к полной сменяемости двух-трех тысяч федеральных чиновников после избрания нового президента. Принять максимально жесткое антикоррупционное законодательство. Резко поднять уровень публичности принятия кадровых решений' (Виталий Третьяков).

    'Главное - начать процесс приведения новых кадров во все системы государственной власти, при этом не боясь в определенной степени рисковать. Сейчас тот самый момент, когда можно ввести в систему управления тех, кто свободен от груза мышления советского и первого постсоветского периодов. Прежде всего нужны те, которые не будут так жестко связывать экономику с политической конъюнктурой. И естественно, что географический подход к кадрам не должен дальше доминировать над интересами дела. Что касается аппарата, то начать надо с первого важного шага - окончательно разделить по функциям администрацию президента РФ (модифицировав ее как качественно, так и количественно) и правительство РФ. Затем - вернуться к двухуровневой структуре правительства, выделив четкие блоки, и дать руководителям этих блоков (вице-премьерам) максимально широкие полномочия, оставив за премьером только функцию общего руководства и контроля' (Андрей Федоров).

    'Провести самую серьезную чистку аппарата администрации президента, правительства и министерств. Выявить и возбудить уголовные дела в отношении коррумпированных чиновников. Сформировать институт кадрового резерва по подготовке и замещению основных должностей в перечисленных ведомствах. Назначения производить исключительно по деловым и личным качествам. Больше привлекать кадры из регионов, что должно создать условия для вертикальной мобильности' (Валерий Хомяков).

    'Ставка на профессионализм, жизненный опыт и преданность России' (Александр Ципко).

    'Реализация концепции современного конфуцианства - вывод на аппаратный верх максимального количества договороспособных умных профессионалов. Не различаю их по политическому признаку' (Игорь Юргенс).

    1.2. Внутренняя политика

    'Главное состоит в возрождении российского парламентаризма. Дума и Совет Федерации должны перестать быть придатком исполнительной власти, синекурой для отставных чиновников, спортсменов и артистов и трамплином для молодых карьеристов, стремящихся к тепленьким местам в исполнительной власти. Чем независимее парламент (в рамках Конституции), чем лучше он отражает настроения и чаяния народа, чем жестче он контролирует и критикует исполнительную власть - тем устойчивее политическая система, тем меньше плохо проработанных законов, программ и бюджетов. Только с таким реальным разделением властей появятся независимый суд и арбитраж, гражданское общество, свободные СМИ, местное самоуправление, наконец - гораздо большая свобода рук для президента по управлению бюрократической машиной.

    В этом ключ к борьбе с коррупцией, а не в призывах 'жить честно' и не в размножении исполнительных контролирующих органов, которые сами быстро коррумпируются. Именно здесь гарантия справедливости и свободы, неприкосновенности материальной и интеллектуальной собственности. Такая политика позволит раскрыть творческий потенциал наших талантливых людей и перейти к инновационной, высокотехнологичной экономике. А надеяться только на нанотехнологии (как в свое время Хрущев на кукурузу) и огромные холдинги (кормушки для чиновников с минимальной продуктивностью) - это заведомо безнадежное дело.

    Нужно наконец дать второе дыхание военной реформе, прекратить развал оборонки, привести в соответствие наши военные доктрины и Вооруженные силы с реальными, а не выдуманными угрозами, с современными требованиями к военной технике и способам ведения операций, а также с нашими экономическими и демографическими возможностями. Вместо показухи со всякими маневрами, стрельбами и полетами надо решить жилищную проблему, удвоить денежное довольствие военнослужащих, перевести армию полностью на контракт, регулярно и всем заниматься боевой подготовкой (а не только в элитных частях постоянной готовности)' (Алексей Арбатов).

    'Внутренняя политика должна быть экономической (политикой)' (Максим Дианов).

    'Новое понимание социальной справедливости: защита - слабым, поддержка - активным, закон - самостоятельным. Главный приоритет борьбы с бедностью - всемерное стимулирование социальной и экономической активности.

    Все лучшее - детям. Создание специализированных систем образования наиболее талантливых детей. Развитие социальной системы внешкольного воспитания и досуга.

    100 лучших вузов. Сохранение элитной системы естественно-научного и научно-технического образования. Целенаправленная масштабная помощь специально отобранным ведущим вузам страны.

    Мониторинг правоприменительной практики. Предварительная экспертиза и анализ социальных, экономических и политических последствий законотворчества.

    Провести массовую профессиональную аттестацию судей. Основные проблемы в судах - продукт низкой квалификации судей, их недостаточного культурного уровня. Привлечь в судейское сословие выходцев из научной среды, 'третьего сектора' (Иосиф Дискин).

    'Я бы посоветовал новому президенту внутренней политикой не заниматься, а сосредоточиться на представительских функциях. Потому что если он начнет заниматься внутренней политикой, то мощные олигархические группировки немедленно воспользуются своими привилегиями и опять вылезут, создав критическую ситуацию в стране. В сфере экономики я бы, напротив, посоветовал быть активнее и для начала прочитать книгу, которую он наверняка не читал, - 'Автаркию больших пространств' Фридриха Листа. Она у нас совершенно неизвестна, в экономических вузах не преподается. Кроме того, я советую ему почитать 'Общую теорию занятости, процента и денег' Кейнса. Так что нового президента я вижу читающим эти две книги с карандашом в руке. Если у нас не будет теоретической экономической установки, то никакие реформы, никакие действия не принесут результата. Экономика - это гуманитарная наука, связанная с определенными гуманитарными проектами. Это никоим образом не минутная материальная реорганизация хозяйства. Это не прагматика, это теория. Поэтому без принципиальных установок здесь нельзя. Либеральная экономика нам не годится, к советской возврата быть не может - остается читать Листа и Кейнса. Вот тут как раз юридические, гуманитарные навыки Дмитрия Анатольевича Медведева могут пригодиться. Он человек светский, секулярный, из Питера, юрист, наверняка любит читать, интеллигентный - вот ему две книжки на изучение' (Александр Дугин).

    'Продолжение курса на строительство партийной системы. Снижение барьеров для роста среднего класса, свободного от патерналистских настроений. Модернизация экономики через инновационность, диверсификацию, инвестиции в человеческий капитал, акцент на качество и доступность результатов экономического роста. Повышение вертикальной мобильности как инструмента снижения неравенства. Укрепление общественных институтов и базовых моральных ценностей' (Александр Дынкин).

    'Разобраться с реальными перспективами фискальной, промышленной и социальной политики. До сих пор поддержка реального сектора экономики, науки, промышленности и сельского хозяйства остается исключением, 'национальным проектом', а не приоритетом 'королевы бала' - финансово-бюджетной политики. Разобраться с импотенцией финансовой мысли, называемой Стабфондом.

    Несмотря на наступающие времена спада, стараться постепенно сокращать разрыв между бедными и богатыми, который в России достиг латиноамериканских значений. Понимая при этом, что лучше бы удержаться от истребления тех олигархов, которые не противопоставляют себя государству и не играют в политику.

    Не дать превратить законодательную и представительную власть, самоуправление в придаток власти исполнительной. Нельзя опираться на то, что не сопротивляется, - тому пример судьба Советского Союза' (Константин Затулин).

    'Укреплять государственное единство России. Сохранять основы многопартийности и конкурентность выборов, не допустить возвращения к однопартийной системе. Начать продвижение к правовому государству, прежде всего за счет укрепления и активизации судебной власти. Содействовать профессионализации партийных политиков. Укреплять и развивать местное самоуправление, сохранять его автономию от губернаторов. Скорректировать приоритетность национальных проектов, которых стало слишком много, - первое место должно остаться за демографией и жильем, в противном случае союз государства с собственным народом может оказаться под угрозой. Изменить информационную политику в государственных и полугосударственных СМИ: в настоящее время доминируют бессодержательность, эксплуатация явных и тайных страхов, поощряются инфантилизм и психология зависимости. Обеспечить соблюдение прав журналистов при выполнении ими своих профессиональных обязанностей: 'знаком времени' стала рука, закрывающая объектив камеры' (Алексей Зудин).

    'Во-первых, не боясь мнимых угроз, начать постепенное восстановление практики публичной политической конкуренции - не только как самостоятельной ценности, но и как единственного способа повысить качество принимаемых решений. Жестко умерить рвение тех субъектов, которые, в меру своего скудного разумения угадывая и додумывая властную волю, превращают электоральные и информационные поля страны в выжженную пустыню и тем самым позорят страну. Дать ясно понять, что властная воля состоит в ином - например (самый скромный из возможных дебютов), допустить формальное фракционирование 'Единой России'.

    Во-вторых, во исполнение уже сделанных намеков действительно считать основной миссией своего правления поднятие статуса права. Если в других областях преобразования могут быть осторожными и постепенными, то в отношении судов, полицейских органов и т.п. действовать необходимо со всей решительностью - что, кстати, гарантированно обеспечит несокрушимую общественную поддержку' (Святослав Каспэ).

    'Консенсус элит должен быть реально достигнут. Конфронтация силовиков и гражданских политиков должна быть преодолена' (Сергей Кургинян).

    'Разработать проекты развития, создать институты развития - как финансово-экономические, так и технологические. На этой базе формировать новую идеологию и новую элиту' (Михаил Леонтьев).

    'Повышение прозрачности работы силовых и правоохранительных органов, существенное расширение их ответственности перед гражданами. Необходимо принять решительные меры по предотвращению сращивания правоохранительных органов с предпринимательской деятельностью - сращивания, ставшего ныне общепринятой практикой' (Федор Лукьянов).

    'Сменить идеологию экономической политики с рыночного фундаментализма (зависимости российской экономики от нефтегазовых доходов) на либерализм (за счет нефтегазовых доходов резкое снижение налогов для бизнеса, а для малого бизнеса - по сути, регистрационный налог). Направление инвестирования выберет сам бизнес.

    Развитие госкорпораций при усилении политического контроля над ними. Не Россия для 'Газпрома', а 'Газпром' для России. Главная внутренняя угроза России - авторитарный теневой альянс сырьевой и силовой олигархий.

    Продолжить развитие социальных программ, резко увеличив инвестиции в образование, доведя процент ВВП на образование до среднеевропейского. В здравоохранении перемещать акцент на профилактику заболеваний с помощью обязательной диспансеризации, развития санаторно-курортного комплекса и активной пропаганды здорового образа жизни' (Сергей Марков).

    'Необходимо оживить роль общества в самоуправлении и принятии решений. С этой целью нужно повысить значение основных (имеющихся) политических партий (ввести в исполнительную власть их представителей), постепенно - к концу срока нового президента - переходя к системе выбора правительства победившей на выборах партией. Необходимо одновременно усиливать вовлеченность государства в сферу экономики с целью обеспечения научно-технического прогресса и образования, развития инновационной экономики и т.д. Вместе с тем следует компенсировать гражданам финансовые потери во время 1990-х годов, одновременно жестко зафиксировать права собственности отечественных предпринимателей. Необходимы пакт с обществом о компенсации обществу за потери 1990-х и об амнистии предпринимателям' (Борис Межуев).

    'Требуется решить две первоочередные задачи - построить нормальное социальное государство и достигнуть высокого уровня развития внутреннего рынка, в особенности в обрабатывающей промышленности и в хай-теке. Для этого понадобятся национализация добывающего сектора, энергетики и сырьевой внешней торговли, проведение государственной промышленной политики, массированные инвестиции в науку, образование и социальную сферу, предельная либерализация малого и среднего бизнеса, развитие инновационного предпринимательства, поддержка национального капитала, борьба с капиталом компрадорским, жестокая борьба с коррупцией, реформа судебной системы и правоохранительных органов. Наконец, нам необходима государственная политика вовлечения граждан во власть, прежде всего в сфере местного самоуправления' (Виктор Милитарев).

    'Внимание стабильности, экономическому росту, человеческому капиталу' (Вячеслав Никонов).

    'В сфере внутренней политики не должно происходить кардинальных изменений. Главная предпосылка - стабильность. Совершенно очевидно, что партийная политическая система, судебная система нуждаются в серьезной корректировке' (Дмитрий Орлов).

    'Желаю пройти по лезвию бритвы и совместить почти несовместимое - придать стране модернизационный импульс и в то же время сохранить те завоевания социальной политики, которые пока остались как от СССР, так и путинской России. Почти бесспорно, что Россия нуждается в модернизации, без нее любая система рано или поздно загнивает. Однако также бесспорно, что реформы должны быть для человека, а не человек для реформ, как в 1990-е годы' (Павел Салин).

    'Принципиально важно выполнить уже начатое, прежде всего обеспечить население доступным (подчеркиваю - доступным!) жильем и многократно нарастить усилия по выходу из демографического кризиса. В более широком смысле во главу угла внутренней политики необходимо поставить здоровье, образование и морально-психическое состояние нации. Будет здоровый, хорошо образованный и оптимистично смотрящий в будущее народ - будет и процветающая Россия' (Валерий Соловей).

    'Демография, образование (восстановить классическую систему), наука и местное самоуправление. Вот четыре приоритета. Плюс - независимое судопроизводство и безусловная минимизация участия организованной преступности в экономической и политической жизни страны. От имени президента вынести на публичное обсуждение вопрос о переносе столицы в Сибирь. Вообще регулярно инициировать общенациональные дискуссии' (Виталий Третьяков).

    'Сохранение состояния психологической стабильности общества. Без этого все новые шаги будут обречены на провал. Не пытаться расширять влияние одной партии на все стороны жизни российского общества - можно довольно быстро получить обратный результат. И очень внимательно следить за ситуацией на Северном Кавказе - возможной зоне новых потрясений' (Андрей Федоров).

    'Демократизировать ведущие государственные СМИ. Создать условия для того, чтобы оппозиция была полностью уверена в том, что к власти можно прийти только через выборы, для чего необходимо восстановить доверие к этому важнейшему институту. Дать поручения Генпрокуратуре и Следственному комитету при Генпрокуратуре по беспристрастному разбирательству по всем фактам фальсификаций в ходе выборов. Восстановить выборность глав исполнительной власти в регионах. Отказаться от нынешнего принципа формирования Совета Федерации. Можно вернуться к прошлому варианту, когда СФ формировался из руководителей исполнительной и законодательной властей субъектов Федерации. Снизить проходной порог по выборам депутатов Госдумы до 5%. Не на словах, а на деле начать бороться с коррупцией, в первую очередь в правоохранительных органах и судах' (Валерий Хомяков).


    'Преодоление имущественного разрыва. Главная проблема, о которой не говорил Путин, состоит в том, что наша элита является, по сути, офшорной. Дети на Западе, деньги на Западе, семьи и имущество на Западе. Проблема в том, как приучить этих людей к тому, чтобы рассматривать Россию как основной объект приложения своих интересов. У страны нет будущего до тех пор, пока мы не преодолеем этот синдром офшорной аристократии. Кроме того, мы говорим об энергетической державе, но подобного рода державы занимаются переработкой нефти, а у нас перерабатывающие отрасли находятся в стагнации. Почему? Потому что это вложения на пятнадцать-тридцать лет' (Александр Ципко).

    'Борьба с коррупцией в расширительном смысле и самого явления, и применяемых инструментов. Обе империи - и Российская, и Советская - рухнули в конечном счете из-за коррупции' (Игорь Юргенс).

    1.3. Внешняя политика

    'Взять ясный и однозначный курс на развитие интеграционных процессов с Евросоюзом и другими передовыми странами Запада. Но, конечно, на равноправных и взаимовыгодных условиях, жестко отстаивая интересы России по каждому вопросу. Это ни в коей мере не отменяет важности развития экономических и прочих отношений с Китаем и другими странами Азии, Африки и Латинской Америки. Кстати, все страны Запада развивают с ними отношения, зачастую гораздо эффективнее, чем Россия. Кроме того, надо срочно остановить сползание к новой холодной войне с США, НАТО, Японией, взять в свои руки инициативу в продвижении соглашений по разоружению, нераспространению ядерного оружия, вести гораздо более энергичное сотрудничество в борьбе с терроризмом, проведении миротворческих операций под эгидой ООН' (Алексей Арбатов).

    'Соразмерять желания (элит, власти, общества) с возможностями государства. Не подыгрывать изменяющимся политическим настроениям, придерживаться выбранной стратегии' (Максим Дианов).

    'Меньше 'суверенной риторики', больше скоординированного и последовательного обеспечения национальных интересов. Экспансия русской культуры и капитала на постсоветском пространстве. Интеграция ЕврАзЭС на основе создания мощного политико-экономического лобби: таможенная зона, единый энергорынок (не слушать Чубайса), переброска водных ресурсов нуждающимся союзникам. Создание гибкого глобального альянса влиятельных стран, заинтересованных в примате международного права (Индия, Бразилия, ряд стран Европы и т.д.)' (Иосиф Дискин).

    'Внешней политикой Медведеву вообще категорически нельзя заниматься. Потому что он человек интеллигентный, вежливый, а это дело волков. Внешняя политика - это ложь, двойные стандарты, чудовищные разводки. Надо быть либо гением, либо чекистом, либо царем, чтобы со всем этим справиться. Это не для Медведева. Пусть этим занимается премьер: в конце концов в его подчинении находится министр иностранных дел. Вся власть - премьеру. Но при этом Медведеву я настоятельно советую читать книги Кейнса и Листа. Вот где он может прорваться. Ознакомившись с этими книгами, он в какой-то момент может сказать: 'Владимир Владимирович! У вас хорошо получается внутренняя политика, вам удается поддерживать кадровый баланс между олигархами и силовиками, но Кейнса и Листа вы не читали, поэтому экономикой будем руководить по-моему!' Путин вначале не поверит, потом присвистнет' (Александр Дугин).

    'Формирование понятной системы внешнеполитических приоритетов. Позитивное использование достигнутого весомого статуса России в мире через выдвижение солидных предложений для международной повестки дня. С учетом растущей турбулентности мировой политики возможный спектр инициатив достаточно широк. Их общий вектор - долгосрочная минимизация внешних рисков для безопасности страны и ее курса на модернизацию. Конкуренция в мировой политике и экономике будет нарастать, в том числе за счет увеличения количества игроков. Поэтому речь должна идти, скорее, о гибкой сетевой дипломатии с 'переменной геометрией' интересов, а не об участии в 'священных союзах'. При этом стратегии надлежит исходить из предпочтительности развития страны в русле европейской цивилизации' (Александр Дынкин).

    'Продолжать курс предыдущего президента - Владимира Путина. Не бояться быть самодостаточным. При всем уважении к МИДу понимать, что если война слишком серьезное дело, чтобы полностью доверять его генералам, то и внешняя политика - слишком ответственное по результатам занятие, чтобы перепоручать его одним дипломатам. Часто они слишком увлекаются своим искусством не наживать себе хлопот, вместо того чтобы творить ради большой перспективы.

    В отношениях с ближним зарубежьем обижать, коль придется, не народы, а политиков, применять не только кнут, но и пряник: выдвинуть и сделать популярными идеи, объединяющие соседей вокруг России. Разумеется, не ценой всепрощенчества и отказа от собственных приоритетов, в определении которых каждый раз и кроется проблема нашей внешней политики. Не допустить складывания других центров притяжения на бывшем советском пространстве: никто еще не смог опровергнуть старую римскую истину - чтобы властвовать, надо разделять.

    Невзирая на мишуру, флаги и суверенитеты, про себя рассматривать внешнюю политику в СНГ как разновидность внутренней политики России. Но никогда не дать повода публично себя в этом заподозрить' (Константин Затулин).

    'Проводить многовекторную внешнюю политику. Сохранить инструментальное отношение к Западу, основанное на балансе сил и интересов. Расширять культурное и экономическое присутствие России на Западе. Наращивать гражданское и военное присутствие в космическом пространстве' (Алексей Зудин).

    'Не опасаясь мнимых угроз, заново выстроить отношения с Западом, действуя в том же духе, что и в начале 2000-х. Не затягивать потуже узлы мировой политики, надеясь извлечь из этого сиюминутный профит, не принимать постепенно складывающуюся репутацию некрупного гешефтмахера за признак возрождения великодержавного статуса, а решительно разрубить хотя бы какой-нибудь из этих узлов, объединив усилия с нашими естественными союзниками. Вести с Западом жесткий торг по конкретным вопросам, не давая при этом никаких поводов усомниться в фундаментальной общности наших ценностей - отчего и торг, кстати, станет более эффективным, и некоторые ближайшие соседи России призадумаются. Собственно, вести себя как часть Запада. Стать Западом' (Святослав Каспэ).

    'В отношениях с Западом нужно преодолеть ложную альтернативу между конфронтационностью и сервильностью. Нужен подлинно стратегический диалог. В отношениях с остальными силами нужна предельная дружественность, не превращающаяся в новую разновидность сателлитства, сооружаемую по известному принципу 'из огня да в полымя' (Сергей Кургинян).

    'Успеть подготовиться к отражению новых глобальных угроз - финансово-экономических, информационных, военно-политических (это, собственно, относится и к внутренней политике). Отсюда - соответствующая политика экономических и военно-политических союзов. Реинтеграция постсоветского пространства: поставить наконец военно-политические цели впереди торгово-экономических ('таможенно-транзитных')' (Михаил Леонтьев).

    'Конвертировать достигнутые за предшествующие годы влияние и новый статус России в реальные экономические и геополитические дивиденды. Смена стиля российской политики с 'таранного' на 'тягучий', поскольку проблемой стало хроническое неиспользование возможностей, открывшихся в результате активной наступательной дипломатии президента. Это связано с провалами работы бюрократического аппарата и общим исчерпанием предшествующей модели внешней политики' (Федор Лукьянов).

    'Продолжение аккуратной политики Путина, направленной на упрочение суверенитета и избежание конфронтаций. На постсоветском пространстве - переход от пассивного наблюдения за усиливающимся процессом окружения России враждебными зависимыми режимами к активной политике. С одной стороны, предложение странам-соседям совместных проектов развития, с другой стороны, значительное усиление помощи союзникам в этих странах. И в результате - полноценная экономическая и политическая интеграция с российским лидерством. Максимальная активизация отношений с Евросоюзом на основе не только общих интересов, но и общих ценностей. Россия должна не противостоять милитаризованным США, используя их жесткие методы, а создавать широкую международную коалицию, противостоящую американской манере выстраивания мировой политики' (Сергей Марков).

    'Жестко определить свою сферу интересов, добиваться недопущения проникновения в эти регионы третьей силы, добиться создания военно-стратегического и экономического союза между Россией и Белоруссией. Признать в одностороннем порядке независимость Приднестровья. Объяснить отказ от признания Абхазии и Южной Осетии переходом Грузии к федеральной модели (гарантом этого перехода могут стать Россия, с одной стороны, и Германия, с другой - как две крупнейшие европейские федерации). Начать совместный с Германией диалог о переходе к федеративной модели других государств постсоветского пространства. Начать переговоры с Европой об инвестициях в сферу российской обрабатывающей промышленности и специального технического образования' (Борис Межуев).

    'Россия должна стать лидером мирового движения неприсоединения - движения за равные права всех народов и государств, против империалистической политики золотого миллиарда и транснациональных корпораций. Другими важнейшими направлениями нашей внешней политики должны быть усиление европейского направления за счет отношений с США, проведение активной политики на территории бывшего СССР, выражающейся в установлении пророссийских режимов, борьбе за права русских и русскоязычных, поддержке непризнанных государств. Нам также необходимо усилить свое влияние на всем пространстве восточно-православной цивилизации. Мы имеем возможности взаимовыгодных отношений с азиатскими драконами. У нас есть что им предложить на фоне недобросовестной конкуренции с ними Соединенных Штатов. Но основным направлением должно стать первое, в рамках которого нам необходимо усилить отношения с Китаем, Индией, Индонезией, Малайзией, Ираном, арабскими странами, и в особенности со странами Латинской Америки' (Виктор Милитарев).

    'Больше внимания к друзьям, больше жесткости к недругам' (Вячеслав Никонов).

    'Что касается внешней политики, то она должна быть многовекторной. Китаю и Индии нужно уделить большее значение, чем сегодня: в силу объективного экономического роста этих стран и соответствующего увеличения их политической влиятельности. В отношениях с Европой нужно играть на опережение. Путин и Иванов нам сейчас это, собственно, и пытаются показать, выступая на международных конференциях. Страна реально вошла в семерку мировых лидеров по ВВП. Нужно ставить более амбициозные задачи. Не исключено, что придется переходить к сдерживанию натиска США по ряду направлений внешней политики. Создавать доктрину динамического сдерживания' (Дмитрий Орлов).

    'Хотелось бы видеть продолжение курса на возрождение России как мировой державы. Не сверхдержавы, а именно державы, которая не желает навязывать всему миру свои стандарты поведения (как СССР или современные США), но в то же время любыми способами (включая военные) может обеспечить и защитить интересы своих граждан и национального бизнеса в любой точке мира' (Павел Салин).

    'Во внешней политике крайне желательно привести наши 'амбиции' - воинственную риторику - в соответствие с 'амуницией' - наличествующими ресурсами, которые не столь уж велики. Необходимо выстроить ясную, четкую, понятную обществу систему внешнеполитических приоритетов. Вероятно, одним из главных (если не самым главным) здесь было бы постсоветское пространство' (Валерий Соловей).

    'Завершить переход от 'экономной' внешней политики к активной. Составить и обнародовать списки:
    - союзников;
    - потенциальных союзников;
    - недружественных государств;
    - потенциальных противников России.

    Не мешать первым радоваться их успехам, а последним - делать ошибки (если эти ошибки не опасны для нас) и нести бремя их последствий. Завершить создание Союзного государства России и Белоруссии, пригласив в него Киргизию, и интеграционного пула ЕврАзЭС-ОДКБ. Обновить посольский корпус в странах СНГ и Балтии. Разработать (ввиду очевидного кризиса существующей системы) проект радикального реформирования всей системы международных институтов на основе принципа 'цивилизационного конкордата' (Виталий Третьяков).

    'Укрепление суверенитета России без перехода в ненужную конфронтацию с Западом при понимании того, что новый виток гонки вооружений в любом ее виде мы не потянем. Начать новые переговоры с США по проблемам ядерного разоружения. Максимальный прагматизм - бороться за то, чего можем реально добиться. И среди многих вопросов - окончательно определиться с судьбой СНГ, не боясь, возможно, сказать о его конце. Кроме того, расширить спектр сил, структур и лиц, участвующих в активной внешней политике' (Андрей Федоров).

    'Восстановить добрососедские отношения с Украиной и Грузией, разумеется, не в ущерб национальным интересам России. Одновременно, используя в том числе неправительственные организации, вести работу по поиску, взращиванию и политическому продвижению представителей пророссийской элиты не только в этих странах, но и на всем постсоветском пространстве. Сохранив имеющийся вектор взаимоотношений с ведущими странами Запада, скорректировать при этом тактику, сделав ее более гибкой. Это дало бы больший эффект, тем более что Владимир Путин возглавит правительство. Складывающийся тандем мог бы действовать по принципу 'злой следователь (Путин) - добрый следователь (Медведев)'. Принципы отношений с Китаем и Индией сохранить' (Валерий Хомяков).

    'Надо в полной мере использовать опыт Путина, который сумел сделать гениальную вещь: с одной стороны, обозначить суверенность, самостоятельность России, а с другой стороны - не вляпаться ни в какие конфликты, противостояния. Все-таки наша внешняя политика поразительно корректна, и поэтому, я думаю, нужно сохранить и развить этот опыт Путина' (Александр Ципко).

    'Идеально - тонкое маневрирование в треугольнике соседей-сверхдержав: США, ЕС, Китая. Реально - последовательный поиск и нахождение приемлемого сильного союзника' (Игорь Юргенс).

    1.4. Взаимоотношения с федеральными и региональными элитами

    'Максимальная предсказуемость во взаимоотношениях с федеральной элитой. Постараться не стравливать региональные элиты друг с другом. Ориентироваться на экономическую региональную элиту при подборе кадров для исполнительной власти и на политическую - при формировании законодательной власти.

    В любом случае быть терпимым к оппозиции, особенно системной' (Максим Дианов).

    'Начать процесс демократизации назначения глав субъектов РФ. Партии, представленные в региональных парламентах, выдвигают кандидатуры на альтернативной основе. Проводятся публичные дебаты кандидатов, предвыборная агитация. В кампании принимают участие независимые эксперты, знакомящие общественность со своими оценками программ кандидатов. По итогам кампании независимые социологи проводят замеры рейтингов. С их учетом полпреды предлагают президенту кандидатуры.

    Развивать поддержку муниципального движения. Создать федеральный фонд по развитию муниципальных инициатив' (Иосиф Дискин).

    'В сфере взаимоотношений между федеральной властью и региональной я посоветую новому президенту то же самое - не мешать премьеру. Что такое федеральные элиты? Это олигархи и коррупционеры глобального масштаба. Если с ними пытаться устанавливать какие-то отношения, то можно головы не сносить. А региональные элиты - это местные бандиты, которым палец в рот не клади. Конечно, они будут президенту кланяться, красными ковровыми дорожками устилать путь, дарить чемоданчики с миллионами долларов. Но на самом деле это страшные сволочи, и их Медведеву не одолеть. Даже Путин их не одолел: у него как были федеральные элиты, состоящие из бандитов, убийц и мегакоррупционеров, так и остались. Даже великий Путин с ними не совладал, куда уж тихому питерскому юристу связываться с этими чудовищами. Дмитрий Анатольевич - человек небольшой, хрупкий, скромный, интеллигентный. С этой сволочью он не справится точно, лучше даже не начинать' (Александр Дугин).

    'Возможно, наиболее сложная проблема, в силу 'младенческой' стадии жизни гражданского общества, - слабость институтов и наличие консолидированных и сильных элит. Алгоритм ее решения - сочетание стабильности с изменениями. Важно укреплять прозрачность правил игры, учитывать высокую значимость демонстрационного эффекта от политических и личных стандартов поведения, особенно с учетом роли информационных технологий. Критериями оценки элит могут быть приоритет общенациональных целей над групповыми и личными интересами, эффективность проведения политики избранного президента' (Александр Дынкин).

    'Следить за тем, чтобы членство в федеральной элите всегда было престижнее и искомее, чем 'жить в глухой провинции, у моря'. Поощрять расцвет регионов, не давая их руководителям слишком возомнить о себе или обрести амбиции, которые, особенно в национальных республиках, могут далеко завести.

    Вернуться к более гибкой и прагматичной национальной политике, начав с осовременивания представлений о подлинных национальных и межнациональных проблемах России. Не порождать новых конфликтов на собственных территориях, а искать выход избыточной энергии кавказских народов в службе государству и поддержке своих соотечественников за пределами нынешней России. Не верить никому на слово, когда дело касается Чечни' (Константин Затулин).

    'Зафиксировать границы государственного сектора в экономике. Создать механизмы контроля над госкомпаниями и госкорпорациями. Использовать ресурсы ассоциаций во взаимоотношениях государства и частного бизнеса. Делегировать ассоциациям часть государственных функций. Содействовать профессионализации силовиков, возвращению их к выполнению своих непосредственных обязанностей. Начать продвижение к функциональной специализации региональных лидеров с перспективой превращения губернаторов в координаторов политики развития на местах, а заксов - в центры политической жизни в регионах' (Алексей Зудин).

    'См. п. 1.2: предоставить элитам возможность существования в умеренно конкурентном режиме, не допуская его перерастания в войну всех против всех. Необходимые предохранители созданы - осталось запустить сам процесс. Однако следует исключить использование в конкурентной борьбе силового ресурса - то есть вывести его нынешних распорядителей из политической плоскости в государственную. Это, может быть, самая сложная задача. Но без ее решения все остальные можно даже не ставить. Нормальная политика не делается ни преторианцами, ни в их присутствии' (Святослав Каспэ).

    'Рекомендуется жесткое до жестокости (но умное) подавление любых проявлений сепаратизма. И предельная мягкость, чуткость, внимательность во всем остальном' (Сергей Кургинян).

    'Строить и чистить - не резко, но последовательно и жестко' (Михаил Леонтьев).

    'Диверсификация общения с элитами. Передача больших полномочий на различные этажи вертикали власти (министерства и губернаторы) с одновременным повышением их ответственности за результат. Расширение демократического поля с целью стимулирования политического процесса в регионах' (Федор Лукьянов).

    'Укрепление представительской и контрольной функции парламента. Усиление партии 'Единая Россия' путем ее чистки от коррумпированных членов и балласта, а также путем формирования вокруг 'Единой России' широкой общественной коалиции из общественных организаций. Повышение роли избирателей в определении губернатора. Переход к прямым выборам членов Совета Федерации. Для Северного Кавказа: формирование суперэлитного учебного заведения в Москве с набором внеклановых молодых людей разных национальностей с целью формирования нового поколения управленцев для северокавказских республик' (Сергей Марков).

    'Следует отменить пост губернатора в субъектах Федерации, заменив его выбранным законодательным собранием правительством, глава которого должен утверждаться президентом РФ. Создать институт общественных советов на местах с целью обсуждения хозяйственной и градостроительной политики мэров и руководителей сел' (Борис Межуев).

    'Радикальная ротация элит - и больше тут ничего не скажешь. Сегодняшние 'элиты' представляют собой всего лишь кучку ворья, не умеющего ничего, кроме как грабить собственный народ. И лучшим средством их ротации могли бы стать большие московские процессы. Только в отличие от сталинских проводимые строго по закону. Для того чтобы рассадить нынешнюю 'элиту' по лагерям, не нужно никаких пыток и фальсификаций. Достаточно лишь УК и политической воли' (Виктор Милитарев).

    'Настало время для настоящего бюджетного федерализма' (Вячеслав Никонов).

    'Полагаю, что для стабилизации ситуации в сфере взаимоотношений федеральных и региональных элит можно было бы перейти к выборности Совета Федерации. Но это отнюдь не панацея' (Дмитрий Орлов).

    'Не буду оригинален - обеспечение преемственности является одним из условий предотвращения великих потрясений. Желательно уделить особое внимание развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока - в этих регионах будущее России как сырьевой державы (а таковой мы и останемся как минимум в среднесрочной перспективе). А развития без адекватных вызовам времени элит не бывает' (Павел Салин).

    'На всех уровнях надо предпринять решительные шаги по отделению власти от собственности' (Валерий Соловей).

    'Ограничить время пребывания глав регионов на своих постах двумя сроками. Вернуть глав регионов в зону критики. Освободить от административного надзора всю региональную прессу и телевидение. Ввести систематическое рекрутирование лучших представителей региональных элит в федеральную элиту, причем на первые роли' (Виталий Третьяков).

    'Не ломать нынешние элиты, а поэтапно трансформировать их, обновляя как по возрасту, так и качественно. На федеральном уровне - не допускать открытой конфронтации групп элиты друг с другом, особенно в силовом блоке' (Андрей Федоров).

    'Нерадивых наказывать, честных и порядочных продвигать. На региональном уровне начать трудную, но очень важную работу по ротации глав исполнительной власти в регионах. Некоторые из региональных руководителей занимают эти должности почти 20 лет и превратились в князьков, что несовместимо с демократией. Инициировать изменения в законодательство по местному самоуправлению, дабы сделать местное самоуправление реальной властью на местах. Особенно это касается Москвы и Санкт-Петербурга, где местного самоуправления, по сути, нет' (Валерий Хомяков).

    'Мы решили главную проблему - разлом столичной и региональной элит. Появление 'Единой России' и появление команды Путина - это прорыв региональной элиты на федеральный уровень. У нас другая проблема остается нерешенной: мы все говорим, что Россия - многонациональная страна, а между тем многонациональной элиты у нас нет. Мы должны позиционировать нашу элиту как полиэтническую, представляющую все народы нашей страны' (Александр Ципко).

    'Кнут и пряник' (Игорь Юргенс).

    1.5. Взаимоотношения с обществом (рядовыми гражданами)

    'Максимальная открытость, особенно при объяснении мотивов принятия тех или иных решений' (Максим Дианов).

    'Проявлять последовательное уважение к лояльным и активным гражданам. Объяснять намерения власти, причины принятия наиболее важных решений, публично проводить оценку результатов. Вести публичный и уважительный диалог с политическими оппонентами, даже не пользующимися широкой общественной поддержкой' (Иосиф Дискин).

    'Демонстрировать открытость, широту подхода и как можно больше сочувствия к проблемам. На Востоке иной раз одного слова или решения достаточно, чтобы породить или поддержать легенду о мудром и сердобольном правителе. А Россия продолжает оставаться Востоком, даже когда хочет быть Западом' (Константин Затулин).

    'Главным приоритетом сделать политику реального обеспечения экономических (права собственности) и гражданских прав рядовых граждан, способствовать принципиальному изменению судебной практики в этом вопросе: суды должны начать защищать граждан, а не представителей властей и близкие к ним коммерческие интересы. Создать институциональные гарантии подключения гражданских объединений и экспертных групп к формированию и реализации политического курса в конкретных областях' (Алексей Зудин).

    'Попытаться не воспринимать граждан как покорное стадо, озабоченное исключительно потреблением, - даже вопреки всем тем поводам, которые граждане для такого восприятия дают. Стадо - слишком ненадежная опора, его настроения способны перемениться в одночасье. Содействовать структурированию общества, формированию в нем автономной, ответственной, институционализированной субъектности - и, в очередной раз повторю, не бояться тех угроз, которые такая субъектность якобы несет. Они вымышлены' (Святослав Каспэ).

    'Нужен максимальный сдвиг в сторону граждан, сопровождаемый четким улавливанием той грани, за которой политический класс перейдет к разрушительным атакам на изменившую ему власть' (Сергей Кургинян).

    'Открытый диалог со 'своими', без оглядки на 'чужих'. Поменять дискурс. Нужна открытая, без цензурных и политкорректных оглядок, интеллектуальная дискуссия по ключевым вопросам бытия и будущего России. При этом необходимо сохранить и усилить контроль над инструментами пропаганды современными, то есть эффективными, средствами' (Михаил Леонтьев).

    'Прозрачность деятельности органов власти, повышение их эффективности. Недопустима ситуация, когда для решения элементарных проблем гражданам приходится обращаться к главе государства, что все чаще наблюдается в последнее время' (Федор Лукьянов).

    'Дальнейшее финансовое, кадровое и политическое усиление НПО-НКО. Широкая общественная кампания с целью возрождения нравственности, духовности и здорового образа жизни. Перевод Первого канала, РТР и НТВ с бизнес-концепции на концепцию общественного телевидения. Декриминализация ТВ. Активная борьба с наркокультурой. Власть и партия власти должны активно формировать современные и позитивные поведенческие модели и ценности' (Сергей Марков).

    'Будущему президенту нужно, конечно, изменить отношение к обществу, всячески подчеркивать и укреплять общественную инициативу, поощрять любые формы социальной интеграции людей, поддерживая объединения граждан в столкновениях с крупным капиталом. По-видимому, нужен также постепенный, но решительный переход к суду присяжных по основным уголовным преступлениям. Необходимы также шаги по переходу к контрактной армии, а также коренной пересмотр положения дел в пенитенциарных учреждениях'
    (Борис Межуев).

    'Мы нуждаемся во власти, которая наконец повернется лицом к своему народу. И этим все сказано' (Виктор Милитарев).

    'Нужно объяснять людям суть проводимой политики' (Вячеслав Никонов).

    'Медведев и сам говорит о приоритете человеческого капитала. Мне кажется, что главное - это максимальное расширение диалога с обществом. Привлечение людей к обсуждению общественно значимых проблем, включая законопроектную деятельность. Механизмы для этого уже созданы - Общественная палата, межфракционные объединения Государственной Думы здесь тоже могут быть полезны' (Дмитрий Орлов).

    'Удачно пройти между Сциллой и Харибдой. Не пытаться замещать институты гражданского общества симулякрами, которые при первой
    же критической ситуации исчезнут, оголив поле, которое до этого казалось весьма тучным. Опираться можно только на то, что сопротивляется. Но в то же время государству не следует отказываться от контроля над данным сектором, иначе это поле вспашут НКО отнюдь не российского происхождения и действующие отнюдь не в интересах нашего общества'
    (Павел Салин).

    'Запустить реверсивную демократизацию (формулировка Виталия Третьякова): вернуть выборам конкурентный и свободный характер, восстановить каналы обратной связи с обществом, открыть публичное пространство для политической дискуссии' (Валерий Соловей).

    'Поднять местное самоуправление хотя бы до советского уровня. Постепенно, но последовательно сокращать масштабы патернализма, исходящего из Центра вообще и от любой власти в частности, для чего, возможно, создать механизм наделения молодежи стартовым финансовым капиталом для ее вхождения в самостоятельную жизнь' (Виталий Третьяков).

    'Дать возможность гражданам вновь поверить в государство. То есть прежде всего не делать никаких непродуманных шагов, способных окончательно отвратить граждан от государства (типа новой денежной реформы). Не навязывать гражданам ни одну идеологию и ни одну религию - показать, что нынешнее российское общество уже созрело в определенной степени для того, чтобы жить без жесткого государственного патроната' (Андрей Федоров).

    'Быть демократичным в общении с рядовыми гражданами. Ввести в практику регулярные обращения к народу по центральным телеканалам, чтобы объяснять суть проводимых реформ. Больше опираться и больше доверять институтам гражданского общества' (Валерий Хомяков).

    'Мы восстановили централизацию, преодолели хаос, но, к сожалению, мы восстановили все русские расколы. Ситуация очень тревожная. Подавляющая часть населения, особенно после этого выборного цикла, ощущает власть как нечто чуждое ей, совершенно не зависящее от нее. Они там все решают, а мы ничего не решаем. Это извечная диалектика укрепления стабильности: нам нужна преемственность, нам нужно, чтобы мы ничем не рисковали, - и в итоге выборы у нас превращаются в заранее решенную проблему' (Александр Ципко).

    'Использовать как сито для решения вопроса 1.1' (Игорь Юргенс).


    2. Какой еще наказ вы непременно хотите дать новому президенту России? (Факультативный вопрос)

    'Главный общий не наказ, а доброжелательный совет состоит в том, чтобы последовательно претворять в жизнь идеи и концепции, высказанные в речи на Гражданском форуме в конце января 2008 года. При этом основным препятствием для Дмитрия Медведева будет мощная бюрократия, сросшаяся с кланами большого бизнеса, коррумпированная и не имеющая ограничений и противовесов в лице законодательной, судебной властей, регионального самоуправления, независимой прессы и гражданского общества. Кроме того, как реакция на потрясения 90-х годов прошлого века и весьма неконструктивную политику США и других стран Запада в широких кругах общества присутствуют ярко выраженные антизападные и антидемократические настроения, великодержавный национализм, милитаризм, переходящие зачастую в мракобесие и ксенофобию' (Алексей Арбатов).

    'Быть самим собой' (Максим Дианов).

    'Следует поддержать лозунг о качестве жизни как социальном приоритете, но нельзя это качество сводить к набору формальных показателей. Пора начать вносить в национальный диалог проблему нравственно-этического климата российского общества, без оздоровления которого невозможно ни обеспечение подлинно высокого качества жизни, ни решение ключевых социально-политических задач, прежде всего нейтрализация коррупции' (Иосиф Дискин).

    'Я думаю, Медведеву нужно больше заниматься спортом. Это ведь очень тяжелая вещь - президентство. Очень важно следить за здоровьем, за хорошим настроением. Потому что он как-никак представитель нации. Он должен заручиться здоровьем, выдержкой, свежестью. Внушать людям оптимизм - и больше заниматься собой. Потому что в России как получается: чем меньше верховная власть правит, тем лучше все идет. Он президент номинальный - и очень даже хорошо: пусть холит, лелеет себя, больше отдыхает, стреляет кабанов, принимает грязевые ванны, массаж' (Александр Дугин).

    'Не дать поссорить себя с Владимиром Путиным - каким бы ни был исход, травма стране и народу неизбежна' (Константин Затулин).

    'Не возвращаться ни в 1970-е, ни в 1980-е, ни в 1990-е. Не проклинать ни 1970-е, ни 1980-е, ни 1990-е. Подчинить свою деятельность императиву развития страны' (Алексей Зудин).

    'Согласиться, что главная проблема России как политического сообщества - отсутствие ясности относительно исторических, символических, ценностных оснований его солидарности. Содействовать оформлению российской политической нации - но не забывать при этом об этическом и эстетическом мерилах политики и потому решительно прекратить мобилизацию в этих целях ресурса 'советскости'. Это трупный яд, здорового общества при его помощи создать нельзя. И пожалуй, последнее - несмотря ни на что, находить время на Deep Purple и на память о том, что обещала нашему поколению эта музыка. Она обещала свободу' (Святослав Каспэ).

    'Поставить историческую необходимость форсированного развития в качестве высшего приоритета. Более высокого, нежели пожелания кого бы то ни было (не только элиты, но и общества)' (Сергей Кургинян).

    'Сохранить Путина как национального лидера и ключевую фигуру в российской политической системе' (Михаил Леонтьев).

    'Cледует задуматься о возможности переноса столицы ближе к ее реальному географическому центру' (Борис Межуев).

    'Все, что нужно нашей стране, в свое время сформулировал, будучи кандидатом в президенты России, Владимир Жириновский в лозунге 'За русских, за бедных'. И хотя сам Жириновский, являясь политическим жуликом и проходимцем, ни минуты не думал реализовывать собственный лозунг, в нем тем не менее сформулировано главное, чего нам не хватает. Россия мучительно нуждается в несравненно больших, чем сейчас, свободе, справедливости и солидарности. В кардинальном повышении уровня и качества жизни для большинства наших граждан, в радикальном уменьшении социально-экономического неравенства, в гарантиях безопасности для всех и в предельном увеличении собственного участия граждан в решении проблем, касающихся их самих. Собственно, этими словами можно было бы и ограничиться, формулируя наказ будущему президенту, если бы произошло чудо и к власти в нашей стране пришел бы минимально порядочный и компетентный человек, относящийся к населению России не как к быдлу, а как к собственному народу' (Виктор Милитарев).

    'Держать выше голову' (Вячеслав Никонов).

    'Мне бы хотелось, чтобы Медведев создал реальный механизм реализации 'Плана Путина', реальный механизм воплощения в жизнь тех проектов, о которых говорил президент. Чтобы появилась некая 'карта Плана Путина', и Медведев по этой 'карте' и двигался бы' (Дмитрий Орлов).

    'Самая большая проблема для будущего президента, на мой взгляд, - обеспечить пролонгацию негласного договора между элитами и обществом. Пока в стране много денег - это несложно. Однако вызовы, с которыми страна столкнется в следующие 3-4 года, не позволят использовать прежние механизмы для получения поддержки общества. Поэтому главная задача будущего президента - способствовать выработке новой конфигурации этого договора, что обеспечит стране как минимум 10-20 лет спокойного
    и гармоничного развития' (Павел Салин).

    'Срочно остановить губящие наше образование ЕГЭ и 'болонский процесс'. Также надо что-то делать с ТВ, где пошлость, разнузданность
    и антиинтеллектуализм приняли поистине гомерические размеры' (Валерий Соловей).

    'Создать министерство стратегического планирования, полностью отделенное от какого-либо управления экономикой и финансами, и министерство политической реформы. Разработать проект новой Конституции' (Виталий Третьяков).

    'Не бояться говорить о том, что и в 2000-2008 годах власть делала ошибки' (Андрей Федоров).

    'Не бронзоветь. Больше взаимодействовать с экспертным сообществом' (Валерий Хомяков).

    'Мы ничего не делаем реально для борьбы с незаконным оборотом наркотиков, мы мало работаем с молодежью, мы практически не решили проблему беспризорности, мы мало делаем для повышения благосостояния пенсионеров. Уйма проблем, лежащих на поверхности, - вот их хотелось бы решить' (Александр Ципко).

    'Макиавелли учил беречься от льстецов.

    Я умнее не придумаю' (Игорь Юргенс).

    Ответы читателей блога В.Третьякова смотрите в Депозитарии I


  •  
     
     
      Главная страница / Политический класс /