Главная страница / Учиться журналистике /
Учиться журналистике 01.06.2011

Программа дисциплины 'ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ'
Автор: В. Т. Третьяков, декан ВШТ МГУ
 
Программа дисциплины

'ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ'

Автор: В. Т. Третьяков, декан ВШТ МГУ, заведующий кафедрой журналистики и телевидения.

Лекционная (теоретическая) часть


Лекция 1.

Цели курса. Телевизионная журналистика в контексте классической (печатной) журналистики и современной системы средств массовой информации. Два парадокса журналистики.

Лекция 2.

Сущность и специфика журналистской профессии. Общая теория современной журналистики.

Лекция 3.

Главные и дополнительные функции журналистики. Журналистика как 'четвертая власть'.

Лекция 4.

Свобода слова и смежные свободы. Цензура и современные механизмы ограничения свободы СМИ.

Лекция 5.

Наиновейшая история современной русской журналистики как проблемное поле.

Лекция 6.

Современная русская журналистика как конкурентная система. Сферы и поля конкуренции. Конкуренция добросовестная и недобросовестная.

Лекция 7.

Правда, ложь, обман и умолчание в журналистике.

Лекция 8.

Журналистика и реальное знание. Пределы журналистской компетентности. Журналисты и эксперты.

Лекция 9.

Журналистика как квазирелигия и СМИ как квазицерковь. Телевидение как форма неоязычества.

Лекция 10.

Журналистика как фольклор.

Лекция 11.

СМИ как карнавал. Телевидение как часть и институт массовой культуры. Круги обмана и четвертая власть.

Лекция 12.

Телевидение: от тотальности к тоталитарности.

Лекция 13.

Телевидение и журналистика в системе демократии. Журналист как объект и субъект политики.

Лекция 14.

Соотношение личных, профессиональных, корпоративных интересов журналиста и национальных интересов. Конфликт интересов.

Лекция 15.

Моральные проблемы в журналистике. Этика общечеловеческая и профессиональная.

Лекция 16.

Журналистские жанры. Общая теория жанров. Жанры основные (классические) и вспомогательные.

Лекция 17.

Сюжетные узлы в журналистских текстах и видеоматериалах.

Лекция 18.

Феномен времени в журналистике и на телевидении. Время производственное и время содержательное. Актуальное в журналистике.

Лекция 19.

Информация классическая. Информация простая и сложная.

Лекция 20.

Репортаж.

Лекция 21.

Интервью.

Лекция 22.

Статья (телевизионный вариант: комментарий). Статья аналитическая и публицистическая.

Лекция 23.

Игра - новый жанр журналистики для масс, рожденный телевидением. Собственно игра и ток-шоу. Телеведущий как профессия.

Лекция 24.

Свой стиль в журналистике. Стиль внешний и стиль содержательный. Способы и методы выработки собственного стиля.



Лекция 25.

PR - агитация, пропаганда и реклама в одной упаковке. Противоположность журналистики и PR.

Лекция 26.

Типы журналистов. Журналистские специальности и специализации.

Лекция 27.

Главный редактор: функции и ответственность. Просвещенный авторитаризм, творческая компетентность и делегирование ответственности.





Практические занятия (семинары и практикумы)

Три директивных правила

Проводя практические (семинарские) занятия, автор курса руководствуется тремя правилами, которые должны очень хорошо усвоить студенты.

Правило 1. Право на творческий маневр

В течение практических занятий каждый студент имеет право не выполнить одно из 7-8 полученных заданий. Как будущий журналист - он личность творческая. Материал может не сложиться, 'не пойти', может наступить творческий застой. Учитываются также влюбленности и прочие треволнения студенческой жизни. Не сделанная работа, естественно, не оценивается. Но добросовестность и дисциплинированность все равно учитываются. Максимальная сумма баллов за два семестра практических занятий при полном комплексе выполненных на 'отлично' работ - 35-40. Ее, естественно, никогда не наберет тот, кто пользуется пусть даже законными послаблениями.



Правило 2. Опоздал - значит, не успел

Не вовремя выполненная работа не засчитывается, сколь бы хорошей она не была. Это правило диктуется логикой практической журналистики: материал, не сданный в срок, не попадает в номер или в эфир. Репортаж со случившегося сегодня пожара нужно печатать в завтрашнем номере газеты, а не через неделю. Репортаж об очередном заседании Государственной думы необходим в сегодняшнем выпуске новостей, а не в завтрашнем.

Следования этому правилу крайне сложно добиться, но здесь преподаватель должен просто занять принципиально непреклонную позицию.

Невыполненное в срок задание оценивается оценкой '0'.

Студент может попытаться реабилитировать себя, принеся с опозданием материал на заданную тему, но в этом случае материал должен отвечать двум требованиям:

 во-первых, его заголовок и первый абзац (первые кадры видеосюжета в телевизионном варианте) должны быть столь интересны, чтобы преподаватель взялся читать или смотреть материал на устаревшую тему;

 во-вторых, текст должен быть 'гениальным' (что в журналистике, как я объясняю в лекциях, практически невозможно), открывать в теме то новое, что оправдывало бы задержку с написанием текста или подготовкой видеосюжета.

Правило 3. Оценки - как в редакции

Оценка журналистского текста, особенно гладко написанного, дело весьма субъективное. Вот почему многим студентам бывает довольно тяжело понять, почему им поставили четыре балла, а не пять. Они, студенты, упорно делают вид, что 'не врубаются' в логику преподавателя. Поэтому я приравнял всем известные оценки к решениям, принимаемым главным редактором и не подлежащим обсуждению:

В печать (В эфир) - отлично;

Редактировать - хорошо;

Переписать (Переделать) - удовлетворительно;

В корзину - плохо.

Оценка в 1 балл, как известно, никем у нас в стране не используется.

Споры сразу прекращаются. Преподаватель - главный редактор, студенты - журналисты. Мы на работе. Главный редактор либо пропускает материал в номер или в эфир, либо нет, требуя его переработки или даже вовсе отказываясь печатать или показывать. Субъективно это или объективно - спорить бессмысленно.

В конце семестра оценки из вербальной формы переводятся в цифровую и суммируются.

Список заданий для практических занятий

Семинарские (практические) занятия в принципе следуют темам лекций, но совпадать с ними хронологически могут далеко не всегда. Как в жизни, то есть в практической журналистике. Когда и почему это случается - увидим ниже.

В идеале семинарские занятия проводятся параллельно с чтением соответствующих лекций. Полностью весь учебный курс рассчитан на два учебных года (четыре семестра) при одной академической паре в неделю. (В Высшей школе телевидения Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова автор читает этот курс за два семестра; при этом большая часть семинаров и практикумов переносится на специально выделенные практические занятия.)

Так как данный учебный курс дает основы всей суммы теоретических знаний и практических навыков, необходимых для овладения профессией журналиста, то большинство заданий в его практической части нужно выполнять письменно и без какой-либо телевизионной техники. Обучение специальным навыкам собственно телевизионной журналистской работы выходит за рамки данного курса.

Далее следует список тем практичесикх занятий, из которого на каждый новый учебный год может быть составлен оригинальный и наиболее актуальный (следование за реальными событиями), то есть и максимально приближенный к профессиональной практике, учебный план занятий.





Занятие 1. Общее представление о журналистике

Задание: Написать эссе (свободное по жанру сочинение) на любую тему, касающуюся СМИ.

В принципе после выполнения этого задания надо бы отсеивать тех, кто просто не умеет писать (а таких, как правило, 2-3 человека на группу из 10-15 студентов). Но это не всегда позволяют правила вуза.

Занятие 2. Острые проблемы журналистики

Задание: Написать эссе о любой проблеме журналистики, представляющейся студенту острой.

Занятие 3. Всеохватность СМИ

Задание:Эссе на тему 'Где можно спрятаться от современных СМИ?'.

Занятие 4. Основные сюжетные узлы журналистских материалов

Задание:Описать жизненный цикл какого-либо общественного или политического института (государства, партии, общественного движения и пр.).

Занятие 5. Свобода СМИ и конфликты интересов

Задание: Описать все возможные конфликты интересов при освещении той или иной проблемы, актуальной для общества в момент получения задания.

Занятие 6. Чужой опыт

Задание: Составить список изданий и телепрограмм, за которыми регулярно следит студент, с объяснением этого выбора.

Или принести и разобрать в аудитории любой понравившийся материал из опубликованных на текущей неделе и объяснить его достоинства и недостатки.

Или разобрать авторскую телепрограмму, прошедшую на текущей неделе, мотивировав свой выбор.

Занятие 7. Журналистские жанры. Информация

Задание: Написать информацию на тему, заданную преподавателем. При этом нужно действовать по следующему правилу: использовать минимум слов при максимуме отраженных в информации значимых фактов. То же самое - в стиле инфотейтмент. Указать на отличия в двух текстах.

Занятие 8. Репортаж

Задание: Написать репортаж на заданную тему.

Занятие 9. Интервью-вопросы

Задание: Составить не менее 20 вопросов для интервью реального человека, известного всем участникам семинара.

Занятие 10. Интервью-ответы

Задание: Написать ответы за интервьюируемого (по вопросам, составленным другим студентом) или взять реальное интервью у кого-либо.

Занятие 11. Аналитическая статья

Задание: Составить подробный план аналитической статьи на конкретную тему.

Занятие 12. Аналитическая статья

Задание: Написать аналитическую статью.

Занятие 13. Публицистическая статья

Задание: Написать публицистическую статью.

Занятие 14. Телеигра (телешоу, ток-шоу)

Задание:Написать синопсис (сокращенный сценарий) телеигры (оригинального или по реальным аналогам): тема, вопросы, приглашенные, тактика поведения ведущего.

Занятие 15. Телеигра (телешоу, ток-шоу)

Задание: Провести в качестве ведущего 'реальное' шоу (или хотя бы дискуссию) в аудитории с участием всех остальных студентов.

Занятие 16. Сенсация

Задание: Придумать сенсацию и разработать сценарий ее раскрутки.

Занятие 17. Анализ социологического материала

Задание: Написать материал, анализирующий результаты текущих социологических опросов.

Занятие 18. Редактирование

Задание: Отредактировать материал, написанный другим студентом. Сдать оба варианта текста (оригинал и отредактированный). Задание, от которого большинство студентов готовы 'повеситься'. Причем как те, кто должен редактировать, так и те, чей текст будет подвергнут этой операции.

Занятие 19. Портрет политического деятеля

Задание: Написать политический портрет реального политика.

Занятие 20. Информационная война

Задание:Одной половине студентов поручается разработать тезисы и сценарий информационной войны по конкретному поводу. Вторая половина на основе этого разрабатывает контрсценарий и контртезисы.

Занятие 21. Ролевая ангажированность, партийность

Начиная с этого все последующие задания студенты выполняют не просто так, а избрав себе определенные общественно-политические позиции (роли). Обычно это партийные позиции: коммунист, сторонник 'Яблока', 'Единой России' и т. д. Наиболее отчаянные могут выбрать роль объективного журналиста. Свои работы студенты должны писать с позиций этих ролей. Проверка работ преподавателем - главным редактором основывается теперь и на том, насколько удачно выдержана ангажированность (что легче - в основном за счет критики других партий) и сколь аргументированно отстаивается своя партийная позиция (с этим всегда хуже, не только, впрочем, у студентов). Важно следить, чтобы студенты не подменяли аналитику публицистикой, что моментально происходит, как только обнажается необходимость защищать свою позицию.

Задание: Осветить какую-либо проблему с точки зрения своей партии и/или критикуя позиции оппонентов.

Занятие 22. Комментирование избирательной кампании

Это и три следующих занятия посвящены работе в рамках предвыборного цикла. По крайней мере раз в пять лет первый семестр накладывается на реальную избирательную кампанию по выборам в Думу, а начало следующего - на кампанию по выборам президента. Это крайне благоприятные для практических занятий периоды. Как только они наступают, необходимо сразу же перестроить весь план занятий под реальные события, которые дают множество интересных поводов и для написания материалов, и для сравнения учебных работ с тем, что студенты (такое тоже бывает) смотрят по телевизору и читают в газетах.

Задание: Написать комментарий к текущей избирательной кампании в соответствии с выбранной для себя ролью.

Занятие 23. Прогнозирование результатов выборов

Задание: Составить свой прогноз результатов выборов, который затем верифицируется по итогам избирательной кампании. Тогда же может быть изменена на лучшую оценка этой работы.

Или обобщить публикуемые в СМИ социологические и экспертные прогнозы результатов выборов.

Занятие 24. Дискуссия с оппонентом

Задание: Составить план дискуссии по одной из наиболее актуальных для данной избирательной кампании проблем. Провести такую дискуссию на занятии с другим студентом - оппонентом.

Занятие 25. Пропаганда

Задание: Написать открыто пропагандистский материал в пользу своей партии или своего кандидата. Допускается использование лжи, обмана и т. д.

Цель: показать, что эти приемы даже в период избирательной кампании часто выглядят нелепо, хотя и дают определенный эффект. Кроме того, один из лучших способов отвратить ото лжи - заставить лгать. Впрочем, кое-кому это нравится, и данное задание некоторые выполняют с истинным наслаждением.

Занятие 26. Суд над журналистикой или телевидением (ролевая игра)

Занятие проводится в виде судебного процесса над журналистикой или телевидением. Из числа наиболее активных студентов назначаются: судья, обвинитель, защитник, обвиняемый. Остальные студенты являются присяжными заседателями.

Задание(дается только активным участникам процесса): Каждое из действующих лиц должно подготовить четко структурированные выступления, соответствующие отведенным ролям.

Занятие выстраивается в полном соответствии с правилами ведения суда присяжных (последние подтверждают или отвергают пункты обвинения), а судья лишь определяет меру наказания по принятым обвинениям.

Цель: актуализировать всю сумму знаний и эмоций студентов в связи с предметом курса.

Итоговые контрольные работы. Как правило, итоговой контрольной работой становится выполнение одного из наиболее сложных (комплексных) учебных заданий.


Основная литература

Настоящий курс изложен в авторском учебнике: Виталий Третьяков. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики.

Книга вышла двумя изданиями: в 2004 году в издательстве 'Ладомир' (Москва) и в 2010 году в издательстве 'Алгоритм' (Москва).

В настоящее время автор готовит обновленный вариант этого учебника, в который войдут дополнительные материалы, связанные, в частности, со спецификой телевизионной журналистики и вообще творческой работы на телевидении.

Нумерация лекций, изложенная в описании данного курса, не совпадает с нумерацией лекций, составляющих основной корпус учебника.

В ходе преподавания курса автор постоянно актуализирует свои лекции как новыми теоретическими разработками, так и иллюстративным (фактологическим) материалом, взятым из повседневной практики отечественных и зарубежных средств массовой информации.


 
  Главная страница / Учиться журналистике /