Главная страница / О журналистике /
О журналистике 10.10.2003
История и детали

 
Замечательный документальный проект 'Исторические хроники' начал показывать канал 'Россия'. На протяжении двух лет каждую неделю ведущий Николай Сванидзе, потомственный историк по первой профессии, будет по годам перебирать ХХ век, его героев, гениев и злодеев. Для нашей аудитории это очень своевременно и необходимо не только потому, что россияне уже почти не читают книг и все узнают из телевизора. Это нужно прежде всего затем, что в сменах общественных формаций, потенциальных противников и государственных границ нашего государства, в бурных общественных дискуссиях и избирательных кампаниях страна 'вместе с водой выплеснула и ребенка', потеряв объективное представление о том, кто из русских людей прошедшего века кем был. Так что этот проект, можно сказать, не менее актуальный, чем поиск пресловутой национальной идеи.

'Журналистика - срез нашего общества, - сказал как-то Николай Сванидзе. Именно поэтому, несмотря на всю заявленную аполитичность проекта, от каждого исторического персонажа тянутся параллели в день нынешний. Именно поэтому во втором фильме, 'Савва Морозов.1902 год' Сванидзе размышляет не только о любви тогдашнего российского олигарха к актрисе Андреевой, которая одновременно с ним любила Горького, которого любил Станиславский, а сам он любил Ленина. Но и о том, почему порядочный интеллигентный человек, купец, старовер не просто помогал революционерам, но даже свою жизнь застраховал на миллион, который потом достался большевикам. И размышляет об этом и как историк, и как журналист, не забывая о современности.

Очень правильно, что запущен такой проект. Как известно, некоторое время назад власти исторически враждовавших Франции и Германии решили привести в соответствие свои школьные учебники, чтобы преподавать детям сведения об отношениях этих стран в согласованном виде. Возможно, при этом была потеряна какая-то яркость исторического материала, но зато в юных французов и немцев с малых лет не закладывается вражда.

Фильм о Савве Морозове показал, насколько радикально в России в начале прошлого века была настроена интеллигенция, как она помогала подталкивать державу в пропасть, как переоценивали себя промышленники, считавшие, что когда большевики сбросят несимпатичного им царя, они возьмут власть в свои руки и организуют разумную жизнь. Чем все кончилось, мы знаем, и в новом веке параллелей больше, чем хотелось бы.

Канал 'Россия' принял решение о производстве такой документальной эпопеи под рабочим названием 'История России - ХХ век' еще в 2001 году. Но поскольку никто ничего подобного раньше не делал, по словам Сванидзе, 'никогда не шел такой частой расческой', авторам пришлось столкнуться с немалыми технологическими и творческими трудностями. Однако процесс пошел, и теперь зритель постепенно увидит 'сто персон страны, оставшиеся в истории ушедшего века'.

Чисто телевизионно, по манере подачи материала, неизбежно напрашивается сравнение новой эпопеи с проектами Леонида Парфенова. В каких-то вещах, на уровне использования фото- и кинохроники и сохранившихся исторических сооружений, к примеру, здания мануфактуры в Орехово-Зуево, это оправданно и неизбежно. В чем-то, например, в путешествии по крышам той же морозовской фабрики или в расфасовке на 'Красном Октябре' шоколадных конфет в спецодежде а-ля Парфенов - для солидного стиля этого ведущего неестественно. Но ведь документальный проект только начинается, и вероятно, будет корректироваться. Конечно, чем ближе к дням сегодняшним, тем больший интерес и большие споры он будет вызывать. Поэтому хотелось бы пожелать Сванидзе использовать преимущества обеих его профессий так, чтобы важные телевизионщику 'фишки' и детали не заслонили историку существенные параллели и тенденции. Чтобы его проект способствовал 'приведению в соответствие' истории России двадцатого века.

Сам Сванидзе говорит, что этот проект так же не будет похож на истории Парфенова, как он сам на него не похож. 'Для Леонида история - набор ярких фишек, которые он выстраивает так, как ему подсказывает его эстетическое чувство: Я более пристрастен к истории и не буду скрывать своего отношения. Если, исходя из исторических фактов, представленных в фильмах, люди сделают какие-то выводы - ради бога, история для того и существует'.

Елена Ленко
 
 
  Главная страница / О журналистике /