Главная страница / TV - колонка /
TV - колонка 20.01.2003
По следам звезд...или грез?

 
Два больших проекта под конец года были почти одновременно запу-щены в прайм-тайм на двух федеральных каналах. И дело не в том, что тем самым клонирование форматов, которым давно потихоньку грешило все на-ше телевидение, было доведено до логического завершения и, в некотором смысле, до абсурда, а в том, что из трех функций телевидение опять избра-ло чистое развлечение. Шоу-бизнес, легкий жанр, и легкость в мечтах и мыслях участников необыкновенная. "Круто! Ты попал на ТВ - давай народ по-разим!"

После недавнего достижения отечественной телевизионной мысли - реалти шоу, когда "Последний герой" и "За стеклом" тоже почти одновре-менно существовали в вечернем прайм-тайме тогдашних ОРТ и ТВ-6, мы по-лучили под конец года еще одна находку продюсеров центральных каналов - поиск звезд на "России" и "Первом". "Стань звездой" и "Фабрика звезд" - вот уж поистине говорящее название, где первое слово прямо противоречит второму. Ну, не делают звезд на фабриках! Это не ширпотреб, это индпошив, читайте классику. Но отечественное ТВ опять решило не изобретать велоси-пед, а следовать дорогой западных коллег.

Все игры у нас на телевидении лицензионные. Скучно и банально объ-яснять все недостатком денег, но это правда. Идей у наших телевизионщиков достаточно, но ни один канал не возьмет новый проект без пилота. А для удачного пилота нужна не одна версия, а несколько, потому что только в процессе съемок можно понять просчеты в технологии и правилах шоу. Но никто из съемочной группы не может позволить себе год работать без 100-процентной гарантии результата, да и денег на проект никто не даст.

Поэтому-то и новые игры тоже иностранные. Их формат уже опробо-ван на Западе и, как считается, себя оправдал: победители, если и не стали настоящими звездами, кое-какую известность себе заработали. Все по-честному, и даже, с учетом российских традиций, гуманно - все упрекают шоу-бизнес в нечистоплотности, а тут все под зрительским контролем, и ре-бята из глубинки получают шанс, а некоторые, как Настя Донец из поселка Новополтавский Ростовской области - поездку в Париж. Кстати, и в "За стек-лом" герои тоже деньги получили, а кое-кто даже на ТВ засветился. Правда, на этом мыльный пузырь и лопнул. Но по телевизору это уже не показывают.

А вообще ничто не ново под луной - еще в советские времена на ТВ были программы "Алло, мы ищем таланты" и "А ну-ка, девушки!", основан-ные на том же принципе зрительского восприятия: участник старается как можно лучше выполнить задание, а зритель за него болеет. Чуть позже, еще на старом ТВ-6, немалый рейтинг имела программа "Знак качества", где тоже немало пели, как правило, плохо, а зритель злорадствовал и удивлялся, как можно было на такое решиться.

Вот на смешении страсти к подглядыванию, к которому телезритель привык после реалти-шоу, и тяготения к халяве, свойственному всему чело-вечеству от века, и построены новые шоу, наконец-то оформившие все это в телевизионный формат. Ведь не зря же два центральных канала одновремен-но решили отдать прайм-тайм своеобразной смеси "Знака качества", "Алло, мы ищем таланты" и "За стеклом" в модификации нового века, и завершили этими программами уходящий 2002, год палиндрома и неожиданностей.

Что же нам показывали? При форматном сходстве программ-близнецов у них можно отметить и различия - в отношении к исходному "звездному" материалу. У "Стань звездой" подход народно-идеалистический, а у "Фабрики" - скорее, потребительский.

"Стань звездой"- этакое "народное шоу", когда из ста участников со всей России требовалось отобрать пять "талантов", за 4 месяца обучить их премудростям ремесла поп-артиста и создать успешную поп-группу. Каждый этап отбора-обучения демонстрировался в эфире в режиме "реального шоу". Этот проект продюсера Игоря Кордо, запустившего на нашем ТВ такие не-банальные игры, как "Слабое звено" и "Кто хочет стать миллионером", имел неплохие рейтинги и даже принес в телевизорную технику элемент новизны. Такой монтаж телешоу в клиповом варианте, когда из двух в половиной ты-сяч часов отбираются кусочки по 10-12 секунд, у нас никогда не делался. Но это технология.

В этой технологии заключалось и достоинство, и главный недостаток проекта - в нем отбиралось лучшее и почти не было поводов для глумления. Тогда как еженедельные концерты "полуфабрикатов" на Первом наводили на философские размышления о том, как в принципе на нашу эстраду приходят звезды и чем новые отличаются от старых.

А все вместе участники двух проектов образовали архетип русского человека по Достоевскому, которому нужен весь капитал и сразу. Стать звез-дой на глазах телезрителя и получить все.

Вот только путь в звезды, в контексте этих программ, превращается в прокрустово ложе. В набор готовых форм, жестко ограничивающий все ин-дивидуальное. Лицензия на французскую "Академию звезд" в русском вари-анте превратилась в фабрику и стала оговоркой по Фрейду. Любая фабрика, как ни крути, производит из одинаковых болванок вполне стандартную про-дукцию. Кажется, у нас на эстраде ее и так немало. Так что неясно, затем за-тевать всенародное производство новых болванок. Безусловно, за время за-нятий с преподавателями пения, хореографии, стилистами, визажистами ста-ли лучше петь и наверно, все-таки попали вы обойму шоу -бизнеса.

Но факт их настоящей певческой карьеры в России кажется сомни-тельным - она не подкреплена индустрией. У нас фактически не существует рынка синглов, а искусственно созданные проекты редко пользуются на-стоящим успехом. Вообще оба проекта изначально предназначены для поис-ка звезд в том формате, который успешен на Западе, но никогда не был по-пулярен у нас. Например, в нашей стране никогда не было ни одного попу-лярного бойз-бэнда, поэтому маловероятно, что созданную на Первом канале группа "Корни" ждет успех. Да и группа "Другие правила", творение "Рос-сии", кроме участия в новогоднем огоньке, скорее всего, ничем не просла-вится.

Можно, конечно, делать звезд и так, в инкубаторе у всех на глазах. Но почему-то кажется, что так делаются только высокие рейтинги телеканалов. Правда, новых звездочек немножко жалко, но с другой стороны, они сами выбрали халяву и быстрый успех. Тут уж никто не виноват.

А в общем, любое телевидение много интереснее среднестатистиче-ского зрителя. И гораздо пошлее среднестатистического зрителя. Как все в жизни. Даже звезды и грезы.

Елена Ленко
 
 
 
 
  Главная страница / TV - колонка /