Главная страница / TV - колонка /
TV - колонка 27.01.2003
Эти разные, разные лица

 
Два проекта всенародной халявы, "Фабрика звезд" и "Стань звездой", еще раз подтвердили всемогущество ТВ в создании образа родного и близкого зрителю персонажа и правоту старого утверждения, что если определенную часть тела ежедневно показывать на экране, то она приобретет всенародную популярность. Но экранные герои исполняют и важную социальную функцию - они олицетворяют образы идеальных современников, являясь примером для подражания. Наверно, поэтому столько копий было сломано в прошлом году вокруг успеха фильма "Бригада", который был воспринят как пособие для братков. В этом плане телеведущие, демонстрирующие в телевизоре не придуманных сценаристами киногероев, а самих себя, тоже дают публике модель для подражания - как минимум, макияжем и манерами, а в идеале наличием интеллекта и убеждений.

В советские времена, когда существовало одно большое Центральное телевидение, таких ведущих, еще не называемых телезвездами, было всего несколько (в основном, в программе "Время"), и народ считал своими родственниками каждую экранную женщину или мужчину - не зря же Леонтьеву все звали тетя Валя, а Шилову Анечкой. Затем был период достаточно жесткой привязки звезд к каналам, вот почему в сознании телезрителя, скажем, Арина Шарапова навсегда связана с ОРТ, а Татьяна Миткова - с НТВ. Сегодня, когда каналов стало намного больше, а законы свободного рынка приучили телезвезд легко переходить с одного канала на другой, различать ведущих, причем не только информационных, но и так называемых авторских программ, по имиджу и месту работы становится все труднее.

Да и в имидже создался некий стандарт в манерах и поведении, и не только у женщин, но и у мужчин. Чем, скажем, Кирилл Клейменов с Первого отличается от Сергея Брилева с "России"? Внешность благополучного яппи присутствует и у одного, и у второго, а не очень вписывавшийся в эту категорию Петр Марченко, которым перестроенное НТВ попыталось заменить Михаила Осокина, в итоге был сначала смещен вещать на регионы, а потом и вовсе перешел на Первый.

Перемещались в прошлом году все, и хотя начало перестановкам положили события на НТВ, вероятно, они просто подтолкнули объективно назревший процесс миграции телевизионных персонажей. Так, сменил быстро исчезнувшую с НТВ программу "Алчность" на должность главы департамента развлекательных программ СТС Александр Цекало, а "тяжеловесы" Гордон и Дибров перешли, соответственно, с М-1 на НТВ и с НТВ на Первый. В новом качестве появились и молодые звезды типа как-то сразу повзрослевшего Антона Комолова, который, вместо "Бодрого утра" теперь отвечает за очень небанальное шоу живой музыки на ТВС, и бывшего парламентского корреспондента НТВ Эрнеста Мацкявичуса.

Макцякявичус после НТВ попробовал найти на ТВ-6 новый имидж, но после парламента легкости для стеба из застеколья у него не хватало - и вот он уже ведущий утреннего эфира на "России". Еще одна героиня застеколья - Ольга Шелест - оказалась на НТВ в программе "Утро", сменив кольцо в носу на спокойный стиль в одежде и макияже.

Что касается девушек, то тут на нашем ТВ, кажется, проявляется некая новая тенденция. Современные косметические технологии позволяют быть телевизионными красавицами всем, кто поставит себе такую цель. А поскольку хорошенькие, но усредненные мордочки, как на "Фабрике звезд", заполнили эфир и толпятся в нем так, что уже не отличишь одну от другой, да и реклама постоянно поставляет на экран красавиц высшего стандарта качества, в борьбе за внимание зрителя ТВ ищет новые лица и образы. Делаются попытки привлечь ведущих нестандартной внешности. И речь даже не об афророссиянке Елене Ханге. Помнится, и программу "Время" вела восточная Александра Буратаева. Скорее, становятся востребованы ведущие с лица необщим выраженьем. Это и Светлана Шурыгина из "Моды нон-стоп" на ТВЦ, и Яна Чурикова из "Фабрики звезд", и Татьяна Плотникова с НТВ.

Привлекательность Татьяны Плотниковой в абсолютной естественности, это ее основное достоинство. Экранный образ прекрасно соответствует поведению Татьяны в кадре и даже типу лица - круглолицая, глазастая, с неидеальным носиком, домашняя и будничная. Даже то, что иногда она слишком накрашена, понятно зрителю - ну, утро же, не проснулась девушка вместе со всей страной. Для ведущей утреннего эфира Плотникова - идеальное попадание.

Яна Чурикова, "злобная зрительница" с МТВ, принесла на Первый ту задорную энергетику, которой не хватало этому солидному каналу. Она не слишком телегенична, но похоже, не глупа, хорошо импровизирует, а на "Фабрике" была просто к месту как ведущая, что впоследствии доказали и новогодние огоньки с ее участием. Вероятно, не потеряется Яна на канале и в будущем.

Неоспоримая красавица Тина Канделаки, когда-то вещавшая на ТВА-6 в программе "Ой, мамочки" о способах кормления грудью, теперь ведет на СТС ток-шоу "Детали". Ежедневно беседуя с разными людьми, она умеет сохранять естественную заинтересованность в собеседнике. Кроме того, ей удалось уйти от привычного зрителю образа не слишком отягощенной интеллектом красавицы, демонстрируя даже в ток-шоу природный ум и склонность к аналитике. Единственное пожелание - СТС, как канал-вещатель, уже становится для Тины мелковат.

Наконец, Оксана Федорова, бывшая "Мисс Вселенная", ставшая недавно ведущей "Спокойной ночи, малыши" на "России". Оксане предлагали место ведущей и "Фабрика звезд" на Первом, и ток-шоу "Девичьи слезы" на СТС. То, что она выбрала "спокушки", доказывает, что можно быть не только красивой, но и умной. Первый канал соответствовал бы статусу Мисс Вселенной, но в качестве дебюта на ТВ вписал бы ее в продукцию звездной "фабрики", а "Девичьи слезы" - просто не ее уровень.

"Спокушки" же - не просто одна из самых старых программ нашего ТВ - она знаковая. На ней в нашей стране выросло не одно поколение взрослых. Для детей эта программа всегда была тем, чем для родителей являются выпуски новостей, только им принадлежащим кусочком телевизионного пространства. Теперь дети получили только им принадлежащую "Мисс Вселенную", а красавица - возможность попробовать себя на телевидении.

В сказках куклы никогда не умирают до конца, они просто появляются в новом образе, и потому всегда выигрывают. Так и телевизионные персонажи и лица. Тенденция появления на экране новых лиц и новых образов обозначилась, но она явно не окончательная. Будем надеяться на выигрыш. Следите за программой! .

Елена Ленко
 
 
 
 
  Главная страница / TV - колонка /