Главная страница / TV - колонка /
TV - колонка 16.05.2002
Мутные окна в Школе злословия

 
Вчера канал "Культура" продемонстрировал нам первое занятие в "Школе злословия". Идея этого ток-шоу была сформулирована как некий психоанализ имиджа известных людей. Речь шла о том, что у общественных фигур существуют маски, в которых они работают. Но под масками есть живые люди. И зрителя как раз интересует сокращение расстояния между маской и частной жизнью публичного персонажа общественной жизни, будь то телевизионный ведущий или политик. Ведущие "Школы" - две наблюдательные и острые на язык дамы московского бомонда - писательница Татьяна Толстая и сценаристка Дуня Смирнова.

Программа широко аннонсировалась и заранее нахваливалась, поэтому было ожидание чего-то небанального и интересного. Может быть, еще и поэтому после просмотра возникло разочарование и стойкое ощущение "дежа вю".

Почему бы это? Видимо, потому, что как написала, положительно оценивая эту программу, газета "Известия", "произошел прорыв, и канал "Культура", вызывавший у зрителя особое чувство благостности и умиротворенности, эту страницу в своей истории закрыл".

К слову, об истории. Еще в прошлом году, начав "Большой стиркой" (ОРТ), все каналы, как из одного ушата, выплеснули на зрителя разнообразные ток-шоу "на грани фола". В нынешнем сезоне на каналах произошло клонирование подобных форматов.Посчитаем - "Принцип домино" на НТВ, "Окна" на ТНТ, "Большой Куш" на СТС, чуть менее отвратительные "Семейные страсти" на Рен-ТВ и "Сказки о любви" на РТР. Все они на всю катушку рекламируют и узаконивают в сознании зрителя страсть к эксгибиционизму (демонстрации) и вуайеризму (подглядыванию).

Человек же, как известно, животное, ко всему привыкающее. И то, что в прошлом году в "Большой стирке" еще воспринималось верхом пошлости, сегодня стало вполне приличным, даже, можно сказать, целомудренным зрелищем, на фоне "Большого куша" Отара Кушанишвили, который, по-моему, сознательно провоцирует участников программы на всякие мерзости.

И если Нагиев в "Окнах" сохраняет холодный нейтралитет и даже пытается как-то обозначать свое отношение к происходящему, указывая участникам на явные их гадости, Кушанишвили, напротив, упивается своей вседозволенностью, когда на реплику из зала -"Вы же не рассказываете, как ходите в туалет" отвечает: " Сейчас расскажу".

Ясно, что мерзости эти прописаны в сценарии и герои, конечно, подсадные. Но дело все в том, что подобные вещи, как и мат, смикшированный бипом, теперь на ТВ узаконены.

К чему я все это? Да к тому, что на канале "Культура" действительно произошла "бархатная революция" и вводя новый формат, он не заменил, что вступил на дорожку, указанную г-ном Кушанишвили. Потому что когда две несомненно умные и эрудированные дамы Толстая и Смирнова, закончив разговор с гостем в своей студии, принимаются обсуждать его на кухне, это не очень интеллигентно.

Безусловно, первому гостю этих высокоумных дам повезло. Александр Гордон - человек абсолютно театральный, не только по образованию, но и по мироощущению, и потому он приподнимает свою маску ровно настолько, насколько сам того хочет, а свою внутреннюю жизнь, которую сделал центром своего телевизионного творчества, показывает как считает нужным. Но будут ведь и другие. А в новой "Школе" неприкосновенность частной жизни объявлена химерой.

Возможно, я не улавливаю каких-то современных тенденций, но в детстве меня учили, что читать чужие письма и сплетничать за чужими спинами - нехорошо. Ведь порнография духа - все равно порнография, хоть, конечно, "Окна" и похуже.

Несомненно, мы еще до конца не осознали огромное влияние на зрителя и на телевидение в целом такого формата, как "За стеклом". Думаю, оно станет вскоре предметом научных исследований и лекций на факультетах журналистики - что-то нутряное "застеколье" в зрителях пробуждает. Однако уже сейчас доктор психологии Владимир Леви, специалист в этих вопросах, говорит: "Порнография обладает большой притягательной силой вне зависимости от культурного багажа. Это самый безопасный способ удовлетворить самые постыдные желания. Применительно к телепрограммам - у зрителя появляется возможность пощупать всяческие органы, перемешанные в душевной расчлененке - и при этом не только остаться в стороне, но и ощутить собственное превосходство: хорошо, что это не со мной". Разумеется, я не имею в виду наших дам из "Школы злословия".

С точки зрения окончательной законченности жанра надо бы Светлане Сорокиной в своей программе "Ничего личного" исследовать тот анализ, которому подвергают своих гостей Толстая и Смирнова - тогда это будет уже не просто отражение отражения, а отражение тех, кто подглядывает и "за стеклом" комментирует. Фантастика!

А если пойти дальше, то можно сделать телеигры "Как предать друга", "Как покончить с собой" или вот у Кушанишвили была недавно программа "Я ненавижу своих родителей" и т.д. и т.п. Судя по всему, зритель скоро привыкнет. Кажется, у Виктора Пелевина есть мысль, что телевизор - это маленькое прозрачное окошко в трубе духовного мусоропровода. Единственное, что хотелось бы - как-то по возможности сохранить чистоту этого самого окошка. Ведь жизнь кончается не завтра.

Елена Ленко
 
 
 
 
  Главная страница / TV - колонка /