Главная страница / О журналистике /
О журналистике 21.12.2007
Интервью журналу "Журналист"
#11 (ноябрь 2007)
 
-Виталий Товиевич, МГУ считается вузом, который издревле готовил специалистов в сфере фундаментальных наук. Недавно в МГУ был создан факультет телевидения. Звучит это, если честно, как-то несерьезно.

-Ничего несерьезного в этом не вижу. Несерьезно то, чему и как учат сегодня школьников - во всяком случае, в сфере дисциплин гуманитарного круга, в частности - истории и литературы. Часто несерьезно и то, чему учат в современных вузах.

Я не собираюсь критиковать, тем более в позиции только что утвержденного декана только еще создаваемого факультета, тех, кто уже работает в сфере журналистского образования, но, к сожалению, доносящиеся до меня отзывы о положении дел, в том числе и на журфаке МГУ, сейчас весьма критические. То же и даже в еще большей степени касается всех и всяческих возникших недавно 'школ и институтов' телевидения.

Я сам заканчивал факультет журналистики МГУ, он для меня родной. В те годы, когда я учился, к качеству обучения у меня никаких претензий не было. Но сейчас, видимо, многое изменилось. И поэтому новый факультет телевидения должен попытаться ликвидировать все слабости, имеющиеся в нынешней системе журналистского образования.

-Чем была вызвана необходимость в создании такого факультета?

-Насколько я понимаю, прежде всего, и именно тем, о чем я уже сказал. Инициаторы данного проекта, руководители крупнейших телевизионных холдингов России - Первого канала и ВГТРК - Константин Эрнст и Олег Добродеев не довольны теми молодыми людьми, которые приходят или пытаются прийти к ним на работу, в том числе с журфака МГУ.

Совместно с ректором МГУ Виктором Антоновичем Садовничим они и предложили мне создать новый факультет и возглавить его. Главное, о чем они меня просили - создать факультет, где бы люди получали фундаментальное, классическое, в первую очередь гуманитарное образование. Параллельно, естественно, на факультете будут преподавать специальные 'телевизионные' и общежурналистские дисциплины. Начнем мы с основной телепрофессии - репортера, журналиста-информационщика, но постепенно нарастим и все остальные - режиссер, телеведущий, телепродюсер, оператор и пр. Впрочем, уже при первом наборе я планирую создать группу теле-критики.

Тем, кто сейчас стремится работать на телевидении, не хватает знаний истории, политологии, политики и географии. Я с ужасом иногда слышу, что и как говорят телевизионные журналисты в прямом эфире или даже в записи, то есть это зачастую никто не корректирует, даже если для этого есть возможность и время. Одни только неправильные ударения в названии не самых экзотических мест можно перечислять очень долго. Вообще, большинство молодых тележурналистов выходят в эфир с текстами, демонстрирующими только одно - история мира и даже собственной страны для этих журналистов начинается в лучшем случае с дня их рождения.

С чистого листа создавать нечто, что тебе хочется и нужно обществу, часто проще, чем переделывать уже давно обветшавшее.

-Идея создания факультета телевидения принадлежит ген. директору 'АТВ' Анатолию Малкину. Как получилось так, что назначили вас, а не его? Его назначение было бы логичным, ведь он - телевизионщик, а вы - газетчик.

-Анатолий Малкин - мой друг. Более того, мы уже давно сотрудничаем в собственно телевизионных делах. В частности, именно АТВ делает с 2001 года мою программу 'Что делать?'. А этой осенью мы совместно задумали еще один новый телевизионный проект, выступая как его соавторы.

Действительно, пару лет назад Анатолий Малкин рассказывал мне о своей идее создать при МГУ факультет телевидения и даже предлагал на нем преподавать. Через некоторое время он создал как раз в сотрудничестве с факультетом журналистики МГУ свою школу телевидения, точный юридический статус которой мне не известен. Но я знаю, что она функционирует.

Я не присутствовал при разговорах Анатолия Малкина по этому поводу ни с Садовничим, ни с Эрнстом, ни с Добродеевым, поэтому не знаю, кто и что кому первым или вторым предлагал. Мне поступило конкретное предложение от этих людей, после некоторых колебаний и размышлений я его принял, кстати, посоветовался одним из первых как раз с Анатолием Малкиным. И у меня нет оснований испытывать какие-то угрызения совести на сей счет. Скорее, если знать детали, наоборот.

-Предложение было для вас неожиданностью?

-Да. В мае или даже в июне мне позвонил Виктор Садовничий и попросил встретиться, чтобы обсудить одну проблему. Мы встретились, и он предложил мне от своего имени и от имени Константина Эрнста и Олега Добродеева создать и возглавить новый факультет.

Насколько мне известно, их логика была такой. Во-первых, я довольно известный в России и даже на Западе русский журналист, у меня есть признание и авторитет в этой области, как у аудитории, так и среди коллег. Во-вторых, я постоянно работаю с телевидением, часто бываю в разных ТВ программах как гость и как эксперт. То есть я известен в телевизионном мире, и неплохо знаю этот телевизионный мир изнутри. Безусловно, не так хорошо, как Малкин, но лучше большинства других пишущих журналистов.

С 2001 года у меня собственная телевизионная программа, которая имеет неплохие рейтинги и даже получила года три назад ТЭФИ. Я вообще к этому никаких усилий не приложил. Я был уверен в том, что программа ничего не получит, т.к. профессиональные телевизионщики вряд ли дадут премию непрофессионалу на телевидении, но они дали.

Не присутствуя постоянно в телевизионной среде, я не являюсь раздражителем для разных конкурентных групп. Эдуард Сагалаев как-то назвал Останкино 'террариумом единомышленников'. Так вот, я не внутри этого террариума. То есть я фигура равноудаленная от всех групп влияния в телевизионной среде. И это, судя по всему, инициаторам проекта представляется очень важным.

И, в-третьих, наверняка сыграло свою роль еще и то, что я 6 лет преподавал аналитическую журналистику в МГИМО, да еще и написал учебник журналистики, отрывки из которого, кстати, печатались и в журнале 'Журналист'.

Безусловно, в моем назначении есть какой-то и политический аспект. Не быть его не может, ибо современная журналистика и политика - это сиамские близнецы, которых никто даже не пытается разъединить, ибо это невозможно.

-Виталий Товиевич, имеет ли какое-то отношение к вашему назначению наш Президент?

-Сомневаюсь - это вопрос не его уровня. Я с Президентом в последнее время встречаюсь как минимум два раза в год - в группе главных редакторов, либо в группе политологов, либо в иной ипоста---си. Например, он мне говорил, что читает мои статьи и смотрит передачи, но ни словом не упоминал об этом факультете. А разговаривал с ним в последний раз я уже после этого назначения.

Если вы хотите узнать, какое участие во всем этом принимает Кремль, то могу сказать следующее: Кремль, естественно, работает с самыми мощными телевизионными каналами. Олег Добродеев и Константин Эрнст вхожи в Кремль и часто там бывают. Исходя из этого, я не исключаю, что свою идею о создании такого факультета, и о том, кому они предложат его возглавить, они проговорили в Кремле.

-Чем образование, полученное на вашем факультете, будет отличаться от того, что дают на журфаке МГУ?

-Я не знаю, чем оно будет отличаться. Я знаю, каким оно должно быть и каким я хочу его видеть. Первоначально мы вынуждены работать в рамках того набора дисциплин, которые всякими документами закреплены за университетским курсом журналистики. Меня многое здесь не удовлетворяет, но отталкиваться мы вынуждены от этого. Постепенно, но стремительно будем этот курс трансформировать. Ясны две вещи. Первая - максимальная академическая подготовка по фундаментальным дисциплинам гуманитарного круга. Вторая - специальные теледисциплины будут преподавать люди, активно работающие на телевидении, а не пассивно за ним наблюдающие. Задача, по сути, очень проста - выпускать таких специалистов в области телевидения, за которыми будут гоняться работодатели с крупнейших каналов. А не прятаться от них, как это часто бывает сегодня.

-На новый факультет будут приходить школьники, чтобы получить базовое образование или уже взрослые люди для того, чтобы повысить свою квалификацию или получить второе высшее образование?

-Первый год у нас будет только магистратура, т.е. двухгодичное образование для тех, кто хочет повысить квалификацию или вообще поменять специальность. Магистратура будет платной. Там не будет бюджетников. Начиная со следующего года, скорее всего, у нас будет и то, что сейчас называется бакалавриатом. То есть выпускники средних школ смогут поступать на наш факультет и учиться.

-Будут ли на факультете в следующем году бюджетные места?

-Пока не могу точно ответить на этот вопрос. Главная проблема для меня сейчас - подобрать как можно быстрее преподавательский состав очень высокой квалификации - таких людей нужно собирать со всей Москвы. Если мне удастся в течение одного экспериментального года собрать все кадры - тогда мы объявим прием и для классических абитуриентов. Эта цель поставлена.

-По окончании будет выдаваться диплом о высшем образовании государственного образца?

-Диплом высшей школы (факультета) телевидения МГУ - соответствующая корочка, подписи, печати, все как полагается.

-А сколько будет стоить обучение?

Стоимость еще до конца не определена, но очевидно, что она будет схожей с аналогичными факультетами МГУ. Первые 4 курса, или бакалавриат, будут стоить примерно 180 тысяч рублей в год. Магистратура, или 2 последние года обучения, будут стоить около 240 тысяч рублей в год.

-Кто будет преподавать? Назовите какие-нибудь имена.

-Называть имена пока еще преждевременно. Могу сказать только, что эти люди должны быть известными в своей профессии. Поскольку я сам занимаюсь политической журналистикой, а в последние 20 лет своей жизни являюсь главным редактором разных изданий, веду свою телепрограмму на канале 'Культура' - круг моих знакомых в разных сферах достаточно широк. Кое-кто из этих людей получит приглашение преподавать на новом факультете.

В самом МГУ есть философский, психологический, филологический факультеты - многие преподаватели будут приглашены оттуда. На первом этапе я буду разговаривать с каждым кандидатом лично и только в том случае, если буду уверен, что человек в данной области - специалист высшей квалификации, - приглашу на работу. А телевизионные дисциплины, как мы договорились с Эрнстом и Добродеевым, будут преподавать практикующие телеспециалисты. Некоторые специальные предметы будут преподаваться не в академических аудиториях, а на самих телеканалах.

-Серьезным преподавателям нужно платить серьезную зарплату. Сколько на вашем факультете сможет зарабатывать педагог?

-Преподавателям нужно платить очень хорошо, я отдаю себе в этом отчет. Я буду пытаться, чтобы зарплата профессора, читающего у нас курс лекций, была в районе 50 тысяч рублей ежемесячно. Надеюсь, что это получится.

-Где территориально будет располагаться факультет?

-В новом недавно построенном новом корпусе гуманитарных факультетов МГУ на Ленинских горах. Было изначально решено, что этот факультет создается на коммерческих основаниях, а значит, государство не имеет права его напрямую поддерживать, т.&8201&8201е. бюджетные средства на этот факультет не выделяются.

-И они не будут выделяться?

-До появления студентов-бюджетников, нет. МГУ предоставляет нам помещения, мебель и компьютеры - все остальное будет делаться на спонсорские средства и внесенную за обучение плату. По моим подсчетам, нам нужна не такая уж большая сумма денег. Есть несколько организаций, которые готовы финансировать факультет. Я не могу их назвать потому, что не все спонсоры хотят разглашать свои имена.

-Когда вы планируете запустить первые группы платных студентов?

-К сожалению, бюрократическая процедура официального конституирования факультета довольно растянута. Мы попытались начать ее летом, но для вуза - это не лучшее время. Надеюсь, что к началу ноября мы будем готовы осуществить первый прием в магистратуру - 25-30 человек.

-Какие предметы нужно будет сдавать на вступительных экзаменах?

-Скорее всего, сочинение, историю (устно) и творческий конкурс.

-А как же иностранный язык?

-При поступлении в магистратуру язык сдавать будет не нужно. К этому времени его уже нужно знать.

-Будет ли какой-то конкурс для желающих учиться? Или будете брать всех?

-В зависимости от того, сколько человек захотят у нас учиться. Боюсь, нам скорее придется отбиваться от всех желающих, чем заманивать их. Телевидение - вещь сейчас чрезвычайно привлекательная. Очень многие думают, что, переступив порог останкинского аквариума, они в течение года-двух станут богаты, знамениты и влиятельны.

-Да, но ведь это на самом деле не так?

-Не так, но не будем же мы отговаривать желающих. Правда, нашим студентам мы будем объяснять, что нужно не иллюзиями жить, а готовиться к серьезной профессиональной работе в довольно жесткой конкурентной среде.

-Почему телевидение так притягательно? Ведь работа телевизионщика - одна из наиболее сложных. Может, люди просто не понимают этого и живут какими-то мифами?

-Тут все очень просто. Мы живем в эпоху массовой культуры. Это довольно печальный факт, но сделать с этим я ничего не могу. Высокое искусство и высокая культура оттеснены на задний план - всюду доминирует массовая культура. А что такое массовая культура? Это, прежде всего, заниженные критерии успеха. Это значит, что, не будучи таким же талантливым, как Рембрандт или Рубенс, художник, не имеющий шансов преуспеть в высокой культуре, все равно становится хотя бы на время известным и высокооплачиваемым. В массовой культуре вовсе не нужно быть Рубенсом, потому что там главенствует искусство упрощенных и сниженных смыслов и форм, некая профессиональная художественная самодеятельность.

-То есть в массовой культуре можно, не имея талантов, очень легко и быстро продвинуться?

-Да, именно так. В массовой культуре гениев может быть 10 тысяч, миллион, и все, что они создают, сразу причисляется к разряду шедевров. Другое дело, что живут эти шедевры недолго. Продукты массовой культуры разносятся обществу в первую очередь и главным образом по каналам телевидения. Возьмите телевизионную программу на день и пометьте крестиком все, что является журналистикой. Вы увидите, что в этой сетке собственно журналистики очень немного - это новостные и аналитические программы, некоторые ток-шоу, некоторые документальные фильмы. И практически все. Демонстрация же фильмов, особенно сериалов, вся реклама, трансляция концертов, спортивных матчей, большинства массовых меро--приятий, всякие открытые и скрытые 'магазины на диване' - это уже не журналистика. Но это - львиная доля вещания.

Когда молодой парень или девушка, сидя у себя в провинциальном городе, видят, как раскручиваются звезды массовой культуры, видят передачи об этих же людях, которые рассказывают, как они вкусно едят, красиво живут и на каких машинах ездят, они переполняются уверенностью, что это, во-первых, легко, во-вторых, практически гарантировано. Открывая глянцевые журналы, они опять видят тех же самых телезвезд в красивых одеждах, с красивыми девушками, если это мужчины, и с красивыми мужчинами, если это женщины. Отсюда полное впечатление, что стоит только попасть в этот механизм, и дальше все произойдет само собой. Вчера человек не был известен, а сегодня вдруг все уже рассказывают, какой он гениальный, замечательный, выдающийся, и он сразу же получает 'Феррари' и дом на Рублевском шоссе.

Массовая культура - это мифы, иллюзии, это производство мифов и иллюзий. Однако те, кто знаком с этой фабрикой мифов, знают, что лишь единицам удается за короткий период достичь того, о чем они мечтают.

Например, когда набираются ничего не умеющие люди 'с улицы' в 'Фабрику звезд', и потом из них за 3-4 месяца делают 'звезд' на глазах у всех - это наглядный пример того, о чем мы сейчас с вами говорим. Они даже песню об этом сочинили: 'Круто, ты попал на ТВ, ты звезда - ты звезда:.' Все сказано этой строкой: между попаданием на ТВ и превращением в 'звезду' нет даже малейшего временного зазора и тем более труда, таланта, усилий, обучения. Никто не говорит о том, что для того, чтобы стать реальной звездой, нужно очень многое, включая не самое приятное. И никто еще не проверял, а какова судьба тех, кто когда-то мелькал на телевидении: где они и чем сейчас занимаются?

-Какие СМИ вы сами предпочитаете? Что читаете, смотрите?

-Я в последнее время совсем перестал слушать радио. Очень много дел, усталость накапливается. Раньше, еще 2 года назад, у меня в машине всегда было включено 'Эхо Москвы' - самая информативная радиостанция, но в последнее время у них возник какой-то истерический тон по отношению почти ко всем событиям, объективность улетучилась. Поэтому в машине я теперь либо слушаю классическую музыку, либо смотрю новостные телепрограммы. Первое - чаще, ибо при этом можно еще и читать.

Что касается интернета, то я пользуюсь ограниченным количеством сайтов, но веду свой ежедневный политдневник в Живом Журнале. Он, кстати, пользуется большой популярностью, несмотря на то, что никак не раскручивался. Я пишу туда каждый день, кроме выходных и отпуска.

Что касается телевидения - я стараюсь смотреть все новостные выпуски, чтобы быть в курсе того, что происходит в стране. Мне, по большому счету, все равно, какой канал смотреть, т.&8201к. мне нужна информация в чистом виде. Аналитикой я занимаюсь сам. По возможности, смотрю 'Времена' Владимира Познера, 'Национальный интерес' Дмитрия Киселева, для политического отдыха и развлечения - 'К барьеру!' Владимира Соловьева и 'Школу злословия' - те, разумеется, выпуски, куда ведущие приглашают тех, кто им активно не нравится. В противном случае, эта программа слишком сусальна.

Стараюсь читать весь спектр газет: от самых правых до самых левых. В моей ежедневной пачке - не менее 10&8202-15 изданий, но до еженедельников руки уже почти не доходят.

-За кого вы будете голосовать на предстоящих выборах?

-Над этим вопросом я сейчас как раз размышляю. В основном - слушая классическую музыку в машине. Особенно хороша для этого увертюра Чайковского '1812 год'.

Беседовала Мария ВЛАДИМИРОВА.

Виталий Третьяков
 
  Главная страница / О журналистике /